Эльмира ДАВЫДОВА. Образ народного героя в музыке.

1.

Иногда «...история одной песни, как луч, пронизывает мир духовной жизни народа» (музыковед Г. Н. Хубов). У башкирского народа это несомненно песня о Салавате. Мужественная песня о национальном герое стала настоящей музыкальной эмблемой Башкортостана. К этой песне много раз обращались композиторы, создавая произведения в самых разных жанрах. Было сделано немало интересных обработок песни о Салавате. Одной из самых ранних обработок стала песня, записанная молодым композитором Раифом Габитовым, обучавшимся в башкирской студии Московской консерватории. (Талантливый композитор погиб на фронтах Великой Отечественной войны.) Габитов записал ее в деревне Буранбаево Баймакского района под названием «Салават-батыр», а затем обработал этот оригинальный вариант песни, подчеркнув ее энергичные, призывные интонации и дал ей название «Походная песня Салавата». Это было в 1938 году. Первым исполнителем песни был сокурсник Раифа по башкирской студии Московской консерватории Хабир Галимов (позднее — народный артист БАССР, заслуженный артист РСФСР). Вскоре после этого Габитов создает песню на стихи, автором которых считается Салават Юлаев — «Родимый Урал», для баса в сопровождении фортепиано. Впервые она прозвучала в исполнении замечательного певца, также учившегося в национальной студии при консерватории, Габдрахмана Хабибуллина (впоследствии — народного артиста БАССР и РСФСР).

В своем очерке о Раифе Габитове музыковед Л. П. Атанова писала: «Лирически-возвышенные строфы народного героя и поэта о родном крае композитор распел в ритме торжественного марша. Скандированные, маршеобразные интонации напева, остро ритмованные аккорды фортепианного сопровождения подчеркивают энергичный, героический характер песни. Своеобразие музыкальной интерпретации лирических стихов связано с тем, что для композитора Салават прежде всего бесстрашный батыр, полководец, а уже потом лирик, и, создавая образ родного Урала, Габитов одновременно дает музыкальную характеристику верного сына Урала — батыра Салавата». В 20-е — 30-е годы в республике был очень популярен «Марш Салавата» для духового оркестра Хабибуллы Ибрагимова, созданный на основе его одноименной песни на стихи Батыра Валида. Среди множества песен — фольклорных записей — песню «Салават-батыр» в 30-е годы записал композитор Александр Ключарев, который в 1934—1937 годы изучал башкирскую народную музыку, работая в Башкирском институте национальной культуры.

В 1935 году Ключарев завершает работу над симфонической поэмой «Салават». Это одно из первых произведений о народном герое, воссоздающих мужественный, героический образ в жанре симфонической музыки. В начале 50-х годов композитор создает хоровой цикл из десяти башкирских народных песен. Одна из них «Салават» для хора без сопровождения. Народная песня обработана с тонким ощущением особенностей ее содержания, характера и жанра. Композитор трактует народную мелодию свободно, развивая ее при помощи разнообразных полифонических приемов. В результате создается цельный и значительный музыкально-поэтический образ.

Для начала 50-х гг. характерно тяготение башкирских композиторов к симфонической музыке. Так, к 1950 году относится создание «Героической поэмы» Наримана Сабитова. В башкирской музыке это сочинение было первой попыткой драматизации народной темы героически-возвышенной трактовкой. «Героическая поэма» была исполнена на Декаде башкирской литературы и искусства в Москве в 1955 году в Большом зале Московской консерватории Государственным симфоническим оркестром СССР. Дирижировал автор — Нариман Сабитов. Тогда же была написана Увертюра на две башкирские народные песни Загира Исмагилова. Композитор использовал песню о Салавате и протяжную историческую озон-кюй «Урал».

В музыкально-театральном искусстве появляются масштабные повествования о борьбе башкирского и русского народов против царского самодержавия во главе с Емельяном Пугачевым и Салаватом Юлаевым. Это историко-героические произведения, поставленные на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета — опера «Салават Юлаев» и балет «Горный орел».

Образ Салавата — один из центральных в балете «Горный орел», написанном композиторами Нариманом Сабитовым и Хусаином Ахметовым на либретто Халяфа Сафиуллина. В музыке балета широко используются мелодии башкирских и русских народных песен. Премьера этого ярко национального и красочного балета, по существу первого произведения этого жанра, самостоятельно написанного башкирскими авторами, состоялась в 1959 году. (Балетмейстер-постановщик К. Карпинская, художник М. Арсланов, дирижер — Нариман Сабитов.) К сожалению, балет не долго продержался в репертуаре театра. В 1961 году авторы создали четыре сюиты из музыки балета, которые исполняются в концертах симфонической музыки.

2.

В начале 50-х годов композитор З. Исмагилов обращается к опере. Темой своей дипломной работы молодой композитор избрал повесть о Салавате и борьбе башкирского народа за свою свободу. Композитор тщательно изучил исторические материалы и документы об эпохе Крестьянской войны, о деятельности Пугачева и Салавата, выезжал на родину Салавата, повидал места, где проходили сражения, записал песни, сложенные народом о своем любимом герое.

Оперу «Салават Юлаев» Загир Исмагилов создавал в тесном сотрудничестве с поэтом-драматургом Баязитом Бикбаем, который написал на основе своей исторической драмы оперное либретто1).

В процессе работы над либретто были сделаны необходимые сокращения в тексте, заново написан ряд сцен, что было необходимо для создания полноценного оперного спектакля.

Постановка оперы «Салават Юлаев» была приурочена к предстоящей в Москве Декаде башкирской литературы и искусства. Авторы оперы показывали написанные фрагменты художественному руководителю Декады опытному музыканту, дирижеру В. В. Целиковскому2). По его предложению была введена сцена прихода башкирских воинов под предводительством Салавата в отряд Пугачева.

В 1954 году опера «Салават Юлаев» была исполнена на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета, а в 1955 году показана в Москве в дни Декады. Произведение получило высокую оценку специалистов и завоевало прочную любовь слушателей. Вот уже 50 лет «Салават Юлаев» украшает репертуар оперного театра. В 1976 году композитор сделал новую редакцию оперы.

Салават — личность легендарная. Он был не только талантливым полководцем, но и первым известным нам башкирским поэтом-импровизатором. Он увлекал башкирских воинов за собой поэтическим словом и песней, зовущей в бой. Известно, что Салават продолжал создавать свои песни и после поражения восстания, находясь на пожизненной каторге в прибалтийской крепости Роггервик.

Много песен сложил сам народ о любимом герое.

Таким образом, З. Исмагилову предстояло воссоздать в опере образ человека, о котором народная память хранит десятки песен и легенд. Задача была как увлекательной, так и сложной. Тем более что к тому времени уже были созданы литературные произведения о герое, в том числе знаменитый роман Степана Злобина «Салават Юлаев», в котором деятельность Салавата как полководца была раскрыта довольно полно и точно.3) Была написана историческая драма Баязита Бикбая, а на экраны страны еще в 1941 году вышел художественный фильм Свердловской киностудии «Салават Юлаев» с участием башкирских артистов.

Либретто оперы писал поэт и драматург Б. Бикбай, хорошо знающий историю и быт башкирского народа, его фольклор. Отличительной чертой оперных либретто, созданных Бикбаем («Карлугас» Н. Чемберджи, «Азат» Р. Муртазина, «Салават Юлаев», «Шаура», «Кодаса» З. Исмагилова, «Современники» Х. Ахметова), был яркий, красочный, по-народному образный язык. Поэтика народной песни, народного стихосложения повлияла в значительной степени на творчество Бикбая, как и на профессиональную башкирскую поэзию вообще.

В опере «Салават Юлаев» широта охвата исторических явлений сочетается с правдивым показом быта, характеров отдельных представителей народа и народа как коллективного героя. Салават изображен как выразитель народных чаяний.

В опере нет как в драме Бикбая пленения Салавата, трагедии разгромленной пугачевщины (таков эпилог драмы). Жанр героической эпопеи требовал иного финала. Следуя правде исторических событий, авторы в последнем действии оперы представили Салавата в раздумьи о судьбах народа после одного из тяжелых поражений. Завершается опера встречей войск Салавата и Пугачева, призывом совместно выступить в поход на Казань и Москву. Решающие сражения еще впереди, народ надеется на победу.

В целом выведенные в опере события соответствуют историческим фактам, выдержана и хронологическая последовательность событий. Главные действующие лица имеют прототипов в реальной действительности. Помимо Салавата Юлаева и Емельяна Пугачева — предводителей народного восстания, здесь выведен Юлай Азналин — отец Салавата, старшина Шайтан-Кудейского юрта (волости). Образ Рейнсдорфа «списан» с генерал-губернатора Оренбурга немца Рейнсдорпа, отличавшегося особой жестокостью. Башкирский бай — старшина Кулуй Балтачев (в опере Колой Балтасов) давал решающие показания в следствии по делу Салавата. Имя предателя Бухаира также было найдено в исторических документах, в которых фигурирует некий черемис (в других — мариец) Бухармет Бухаиров, который некоторое время был в отряде Салавата, а затем бежал.

В либретто оперы использован фрагмент Указа Пугачева, а также текст подлинного кубаира, стихи, которые приписываются Салавату.

Такая достоверность событий, положенных в основу оперы, вызвала определенную «документальность» основных музыкальных тем оперы. З. Исмагилов ввел в партитуру подлинные народные напевы, строго отобрав именно те, которые соответствуют героической эпохе народной борьбы. Это — башкирская народная песня о Салавате, русская народная песня «Не шуми ты, мати, зеленая дубровушка» — (по преданию любимая песня Пугачева), башкирские напевы «Звенящий журавль», «Урал», русская народная песня «Слава» (подблюдная).

Либретто оперы (как и первоисточник — драма «Салават») построено на чередовании стихотворных разделов и прозы с преобладанием поэтического текста. Такая форма, как известно, ведет свое начало от древнейших форм литературных памятников башкирского народа — эпических поэм, кубаиров. Б. Бикбай развил приемы изложения, характерные для народного поэтического творчества. Нередко поэт использует стилистику различных фольклорных жанров, но, пожалуй, особенно характерным является для либретто «Салавата» обращение к жанру кубаира и свойственному ему построению стиха — семисложному. В одних случаях в основу музыкального номера (куплетов, хоровой песни) берется текст подлинного кубаира, например хор народа из 3-го действия написан на известный кубаир «Смерть высокой горы» (причем текст использован в подлиннике — без изменений), в других — используются только начальные строки подлинного кубаира, дальнейшее — оригинальный поэтический текст Бикбая в стиле кубаирского стиха, это, например, хоровая песня воинов, уходящих в поход, из первой картины 1-го действия «Ялп-йолп иткэн ябалак». Куплеты Салавата из 1-го действия представляют превосходную стилизацию кубаира.

Либретто Бикбая, несмотря на частое обращение к кубаиру, к его стилистике, далеко не однородно по своему жанровому составу. Здесь встречаются и художественные приемы народных песен озон-кюй и кыска-кюй (протяжных и коротких, скорых песен) и т. д. В ариозо Салавата из 4-го действия использованы подлинные стихи Салавата («Стрелял бы, да стрел мало»).

 

—————————————————

1) В 1938— 1939 гг. был написан первый вариант драмы «Салават». В 1951—1952 гг. Бикбай создает новое произведение о Салавате: в отличие от драмы, написанной в прозе, он создает драматическую поэму в стихотворной форме. Последний вариант и явился основой оперного либретто.

2) Воспоминания о Баязите Бикбае. Уфа, 1978, стр. 82.

3) Роман С. Злобина вышел в свет в 1929 году; в 1953 году вышло кардинально переработанное издание книги, затем — в 1962 году. Найденные новые документы, новые материалы были использованы во 2-ой редакции романа.

3.

Анализ и сопоставление сохранившихся вариантов либретто, датированных 1950 годом, и окончательного варианта, который лег в основу оперы, дают представление об огромной работе, проделанной либреттистом и композитором.

Образ Салавата стал ярче и многограннее, введен мотив личной драмы героя, благодаря развитию линии Салават — Амина. Драматургически заострена драма Юлая — с потрясающей силой показан момент перелома в его жизненных убеждениях — в сцене разгрома юрты, в речитативе и развернутой арии Юлая.

Введен новый образ — генерал-губернатора Рейнсдорфа (в первоначальных вариантах либретто о нем только упоминается в речи действующих лиц). Это было необходимо для музыкально-сценического воплощения сил контрдействия, для более убедительного показа главного конфликта оперы. Кардинальные изменения произошли в четвертой картине оперы — в ставке Пугачева развита сцена «Суд Пугачева», введена сцена письма пугачевцев губернатору. Заново написан монолог Пугачева, в котором размышления о бедственном положении народа, боль за судьбу угнетенных и решение вести борьбу против угнетателей. Здесь ярко передана мысль об интернациональном единстве всех угнетенных народов. По совету В. Целиковского заново была написана финальная сцена — воссоединение отрядов Салавата и Пугачева. Роль народа осталась в равной степени значительной во всех вариантах либретто. Голос народа звучит, как и должно быть в народной драме, в полную силу. Таким образом, изменения, произошедшие в процессе работы над оперой, касаются моментов, тесно связанных с требованиями музыкальной драматургии.

Особенно важную роль в музыкальной драматургии оперы занимают две народные песни. Одна из них — широко распространенная песня о Салавате. Композитор трансформирует напев эпической песни. В опере она принимает характер энергичный, маршеобразный за счет изменения темпа — здесь он быстрый, стремительный. Именно эта песня в увертюре задает тон всей опере. Ее энергичный, воинственный характер усиливается ритмическим фоном, передающим ритм быстрой скачки (изобразительный момент в оркестре). Основная функция этой темы — передача героического образа Салавата-воина. Впоследствии она воплощает волю народа к борьбе с угнетателями.

Вторая тема увертюры — «Не шуми ты, мати, зеленая дубровушка» — русская протяжная лирическая песня. В опере она служит характеристикой русского народа, рисуя его обобщенный портрет, а в несколько видоизмененном облике эта тема становится лейтмотивом Пугачева, получая развитие в его арии. Песня о Салавате и русская песня играют важную роль в музыкальной драматургии оперы в качестве основных лейтмотивов Салавата и Пугачева, они же являются и темами народа — башкирского и русского. Таким образом, уже в увертюре отражается основная идея произведения — дружба народов. Увертюра написана в трехчастной форме, крайние быстрые части рисуют батальную картину. Средняя — медленная часть — основана на теме русской протяжной песни, оставленной композитором без изменения. Но оркестровое звучание, обогащенное тембрами духовых инструментов, придает элегической лирической песне суровый и мужественный характер. В дальнейшем обе темы увертюры получают интенсивное развитие в музыке оперы, ее драматургии.

Если центральная тема оперы, характеризующая народ и его предводителей, выпукло и ярко предстает уже в увертюре, то музыкальные характеристики сил, противостоящих народу, даются в ходе развития действия. Так, важнейшая музыкальная тема (ее можно условно назвать темой самодержавия) впервые звучит в оркестровом вступлении к картине и в сцене у генерал-губернатора Рейнсдорфа. Обе эти темы получают развитие в оркестровой картине боя, контрастируя и противостоя друг другу.

Каждый персонаж оперы «Салават Юлаев» имеет свою характеристику, как правило оркестровую. В основном, они не получают развития и не трансформируются. Например, лейтмотив Бухаира, несколько пританцовывающего характера, передает его лицемерие, угодливость. Сущность Бухаира неизменна, он — олицетворение подлости, предательства в опере.

Таким образом, в опере «Салават Юлаев» в развитии драмы участвуют две группы действующих лиц — представители противоположных лагерей. Все они — носители «контрсквозного» действия. Противоречие между ними и составляет интригу, основной конфликт оперы.

Наиболее полно и многогранно обрисован в опере Салават. Характер героя раскрывается в сценах с народом и нескольких значительных сольных номерах — ариях, куплетах, а также в ансамблях (дуэте с Аминой, в трио). Характерно уже самое первое появление Салавата в массовой сцене. Наиболее ярко предстает Салават в сольных номерах. Куплеты Салавата — первая вокальная характеристика героя, первый «закругленный» номер оперы. Это свободолюбивая песня, в сценическом контексте представляющая реакцию юноши-поэта на слова отца о бесправном положении народа. Образ свободы, вырвавшейся из подземелья, сбросившей цепи и, как сокол, устремившейся к небу, собирающей друзей на бой со стаей воронов, — этот образ народного мстителя-борца отчетливо вырисовывается в куплетах. Куплеты Салавата написаны на оригинальный стихотворный текст, воспроизводящий поэтику и лексику фольклора и, как уже было отмечено, представляют стилизацию кубаира.

Мелодия, выдержанная в пунктирном ритме, четкий аккомпанемент оркестра создают образ энергичный и решительный. Иным предстает герой в речитативе и арии из 1 акта. Романтически-возвышенная музыка арии «Прощай, Урал» раскрывает черты вдохновенного поэта, бесконечно любящего свой край, его веру в светлое будущее народа. К арии примыкает небольшой лирический дуэт Салавата и Амины, дуэт-прощание.

Мелодии типа озон-кюй и халмак-кюй используются в оперном творчестве Загира Исмагилова, как правило, для передачи настроения, душевного состояния героев. Композитор цитирует народную мелодию, воссоздает специфику народной музыки, воспроизводит художественно-исполнительскую манеру народного искусства.

У З. Исмагилова каждая народная мелодия становится важнейшим элементом музыкальной драматургии произведения. Одним из примеров является ария Салавата, драматический центр IV действия оперы. После мощного оркестрового тутти, полного драматизма, перед драматической арией Салавата оркестр умолкает, и в исполнении английского рожка звучит мелодия народной песни «Салимакай». Это собственно вступление к арии, в ней в сконцентрированном виде дано душевное состояние героя. Все предельно просто, но какое сильное впечатление в этом контексте производит народная мелодия! (Ее интонации затем будут прорастать и получат развитие в арии.) Так простыми средствами высокохудожественно претворено национально-традиционное начало.

Ария написана в тональности си-минор, по традиции применяемой для самых скорбных и драматических страниц в музыке русских и зарубежных композиторов. Этот взволнованный монолог, исполненный проникновенного лиризма и драматической силы — одна из лучших страниц оперы…

Музыкальный язык оперы Исмагилова «Салават Юлаев» не отделим от народно-песенных истоков. Преломляя художественные особенности народной песенности в оперном жанре, композитор использует интонации и ритмы, ладовые краски народной музыки. Продолжает он уже сложившуюся в башкирской опере традицию использования подлинных народных мелодий, но делает это на новом художественно-драматургическом уровне.

Образ героя и поэта, созданный в таком монументальном произведении, как опера З. Исмагилова, остается непревзойденной вершиною в художественном воплощении образа Салавата.

4.

Однако народный герой, воин и поэт «не отпускает» композитора. В конце 60-х годов Загир Исмагилов обращается к тексту кубаира, созданного Салаватом Юлаевым и пишет романс «Родимый мой Урал». В этом произведении нет непосредственных «открытых» связей с народной песней. Но с традицией озон-кюй ее роднит свободное развертывание напева, большая распевность, а главное — эмоционально-образный строй, берущий свое начало от классических озон-кюй. Композитор как бы заново прочитал кубаир и создал произведение, в котором сочетаются характерные особенности национальной мелодики с нормами классического романса и ярко раскрывается поэтическая душа башкирского народа, красота его чувств. В 1977 году Загир Исмагилов пишет вокальный цикл «Семь стихотворений Салавата Юлаева». Разнородные по композиции и образному строю стихи Салавата объединены в стройный цикл. Лирическая кульминация цикла — романс «Зулейха». Романсы «Джигиту» и «Стрела» объединяются не только по содержанию и положению в общей композиции цикла, но и по характеру выражения эмоций, по типу мелодического мышления, более характерному для оперного монолога, ариозо. Последний номер — песня «Битва» является идейно-смысловым итогом цикла. Она воссоздает атмосферу тех далеких времен, когда Салават своими героическими куплетами вдохновлял воинов на битву с угнетателями. Музыка, близкая советской массовой песне, приближает эти стихи к современному слушателю.

Каждое поколение композиторов обращалось и, видимо, будет обращаться к образу Салавата Юлаева. Так, в 1973 году Данил Хасаншин пишет Симфонию-ораторию «Песни о Салавате» на народные слова для хора, солиста и симфонического оркестра. Это монументальное героико-эпическое произведение в семи частях. Большие хоровые тутти придают произведению черты народной драмы. «Песни о Салавате» имеют черты сценической оратории — в ней немало жанровых сцен. Автор, начиная с увертюры, широко использует картины башкирской природы.

Эта линия продолжается во второй части «Древний Урал — край дедов и отцов», где мощно властвует стихия песенности. Удалые молодецкие напевы, близкие к солдатским и разбойничьим песням старины, удачно введены в музыку третьей части «Встреча воинов». Контрастна ей шестая часть «Проводы воинов» — песня юного воина с хором — лирико-трагедийного характера. Финал произведения — седьмая часть «Битва» — наиболее конфликтная и драматичная по содержанию. Симфония-оратория Данила Хасаншина «Песни о Салавате» — несомненно яркая и интересная работа композитора.

В 2003 году в Башкортостане проходил конкурс на создание лучших произведений о Салавате Юлаеве. Были представлены музыка симфоническая, для оркестра народных инструментов, камерные, хоровые произведения. В большинстве из этих произведений образ Салавата приобретает несколько иные аспекты. Меньше стало батальных картин, больше — раздумий, углубленной сосредоточенности. Своеобразно решен образ героя в струнном квартете Айрата Каримова «Поэт-узник». В первой части «Узник Роггервика» звучит музыка сурового, даже мрачного характера. Вторая часть «Воспоминания Салавата» — фуга, построенная на башкирской теме. На конкурсе было немало хоровых циклов, сюит для оркестра народных инструментов...

В жанре симфонической музыки главной премии удостоена симфония Рафаила Касимова «Мир и война Юлаева Салавата». Это шестая по счету симфония композитора — мастера симфонической музыки. Она еще не звучала в Уфе, но исполнялась в столице Удмуртии Ижевске на фестивале музыки композиторов Поволжья и Урала, получив высокую оценку специалистов и музыкальной общественности.

Своими мыслями о новой симфонии поделился автор: «Еще раз хотелось осмыслить важный этап нашей истории. Каков он был, Салават Юлаев? Как разворачивались в те далекие времена события, какими были отношения между русскими, башкирами, другими народами? Раскрываема ли тайна нашей особенности, нашего евразийства? О многом думается, и нет конца вопросам...»

Эпоха, в которой жил Салават, его образ, его поэзия, его подвиг и уход в вечность в далекой северной крепости — все это волновало и, думается, еще долго будет волновать умы и сердца наших современников, вызывать глубокие раздумья о судьбе народной и герое... 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2004

Выпуск: 

5