Риф АХМАДИЕВ. Трагикомедия -- жанр Флорида Булякова.

В башкирской драматургии не так много произведений, написанных в жанре трагикомедии. Первые пьесы трагикомического плана появились около тридцати лет назад. Это "Не затмевайте души сомнениями" И. Абдуллина, "Дуга с колокольчиками" Н. Наджми. Позднее читатели и зрители познакомились с пьесами Ф. Булякова "Любишь -- не любишь?", "Чего старухам не хватает?", "Бибинур, ах, Бибинур".

Ф. Буляков обогатил драматургию новыми темами, художественно-стилевыми средствами, стал известен как мастер трагикомедии.

--Трагикомедия, что видно уже из самого названия, органическое единство двух жанров?1, по характеру сценического действа, развитию сюжета это сложная драматургическая форма, вобравшая в себя отличительные черты и комедии, и трагедии2.

Современная трагикомедия являет собой также синтез комедии и драмы. Этот вариант трагикомедии широко известен по таким произведениям, как "Божественная комедия" И. Штока, "Трибунал" А. Макаенка, "Любовь, джаз и черт" Ю. Грушаса, "Эльдорадо" и "Фантазии Фарятьева" А. Соколовой, по большинству пьес А. Вампилова.

Пьесы Ф. Булякова написаны в этом же жанрово-стилевом ключе. Вместе с тем отличительной чертой его произведений является опора на драматургически осложненное ассоциативное восприятие и представление действительности, что сближает его пьесы с притчей. Данное свойство никак не снижает комического пафоса пьес, драматургической напряженности действия и развития характеров персонажей.

"Внезапное" осознание бессмысленности своего бытия дает героям Ф. Булякова повод для подведения итогов жизни, для признания ошибок; дает возможность отнестись к себе, к своим поступкам иронически. Наблюдая за их милыми улыбками, вслушиваясь в диалоги, порождающие смех сквозь слезы, мы вдруг ясно понимаем, что за внешне комической ситуацией проглядывают сердечные муки, боль души, осознание неправедности всего того, во что человек так верил и что считал единственно верным всю свою жизнь.

 

1 Хусаинов Г. Времена. --Уфа, Башкирское книжное издательство, 1988. --с. 102.

2 См.: Фролов. Судьбы жанров драматургии. -- М.: Сов. писатель, 1979. -- с. 306.

 

Все это автор показывает через активную позицию персонажа, через напряженные психологические переживания героя, что придает каждой его пьесе характерное и только ей свойственное социально-этическое звучание. Например, в пьесе --Любишь -- не любишь?? трагикомический характер произведения раскрывается в таких словах старика Абдуллы: --Я свою жизнь, оказывается, не смог прожить по-своему, ладно, дополнительную жизнь проживу так, как я сам хочу?.

Что заставило старика сделать такое декларативное заявление? Все, что он знал до этого, все, что любил, -- бортничество. --У меня одна только мечта, Фатима, -- говорит он жене. -- Будущего сына своего хочу встретить своим медом. Своим медом?. Ради этой цели он трудится день и ночь, без отдыха, без оглядки. Днем в леспромхозе лес валит, ночью делает из древесных колод борти. --Ты же замуж за крепкого бортника вышла?, -- подзадоривает он Фатиму. Старания супругов не проходят даром: бортевого меда они собрали, сколько желали, за свой труд удостоились правительственных наград.

Если бы не встреча со Смертью (Ажаль), то Абдулла бы и не задумался никогда ни о прошедшей своей жизни, ни о будущем. Когда же Смерть заговорила о --дополнительной жизни?, Абдулла вдруг оживился; глядя на него, и Фатима как бы помолодела. Быть может, в дополнительной-то жизни, думает она, муж ее наконец-то скажет ей те слова любви, которых она никогда не слышала от него?!

Приход Смерти к Абдулле -- очень важный элемент экспозиции. --Функция? Смерти в том, чтобы разделить жизнь героев пьесы на реально --прожитую жизнь? и виртуальную --предстоящую жизнь? и на этой основе представить все события, происходящие с ними, по степени их соответствия жизненной правде.

Для Абдуллы --предстоящая жизнь? напрямую связана с теми условиями, которые поставила перед ним Смерть. Абдулла должен в течение трех часов исполнить хотя бы одно достойное дело. Если он с божьей помощью сможет сделать это, то ему будет дано еще десять лет жизни.

Экстремальная ситуация, в которую попали герои пьесы, резко ускоряет действие, стремительно ведет его к финалу и, периодически возвращая персонажей к экспозиции, показывает трагическую безысходность всего их существования.

Стремление героев даже в таких условиях воплотить свои мечты в жизнь, конечно же, абсурд, комический абсурд. Абдулла и Фатима оказываются трагикомическими персонажами, а произведение -- трагикомедией.

За время, отведенное Смертью, мы узнаем и хорошие, и плохие стороны жизни Абдуллы и Фатимы.

Пальма первенства принадлежит Абдулле. Он готов на все, чтобы заполучить дополнительные десять лет жизни. Поначалу свою единственную козу и самовар надо отдать одинокой старухе. Фатима не согласилась с таким решением, и он хотел было уже деньги, что собрали себе на саван, раздать как милостыню. Однако оказалось, что в сундуке лежат... ваучеры.

Абдулла старается все свои промахи, неудачи обратить в шутку, показать их комическую суть.

Его оптимизм, тонкий юмор, владение словом хорошо показаны в следующей сцене. Изыскивая достойное дело, старуха говорит Абдулле, что надо намолоть муки в качестве подаяния. Но сколько бы ни крутили ручную мельницу -- нет муки. Абдулла делает такой вывод: --Смотри-ка, горох-то уже кончился, а муки и не видно. Или мы неправильно крутили, а? Давай-ка, попробуем крутить в другую сторону. Меняй пластинку и песни. Говори не дедушка Ленин, а дедушка Нужда. Давай, шевелись!? --Бессловесным прожил, -- говорит Абдулла. -- Как животные, так и мы!..? Медали, что за доблестный труд получил, он обозвал --погремушками? и в сердцах выбросил. И вот здесь-то он и говорит, что теперь своим умом жить будет, по-человечески.

Абдулла не становится другим человеком, перейдя из мира реального в мир желаний и представлений, -- автор испытывает своего героя на прочность его моральных устоев, психологическую устойчивость. Так, когда жена воспротивилась его просьбам найти водку, он с каким-то особенным удовлетворением говорит себе: --Раз в этой жизни не дано, то в будущей уж вволю попью?.

Это не случайная деталь, а художественный прием, который более полно раскрывает характер Абдуллы. Автор стремится выявить и показать противоречия в характере Абдуллы, он дает ему возможность избавиться от своих недостатков. Бездетная Фатима несколько раз просит мужа быть к ней внимательнее, уважительнее. Но Абдулла не обращает внимания на слова жены, не придает значения ее горестям и бедам. Есть еще жизнь впереди, думает он и не замечает, что жизнь-то прошла.

Однако Абдулла по природе своей предназначен для добрых дел. И если в молодые годы он находил удовлетворение в любимой работе, то сейчас стремится совершить благородное дело, чтобы начать новую жизнь. Согласен даже мед, собранный специально для своего сына, отдать в детдом. Он как будто заново родился, когда ему было дано время для испытания. Старик, который никогда и никому не открывал своих чувств, восклицает в сердцах, когда у них ничего не получилось в детдоме: --Ах, если бы у меня был сын!.. Свой сын!?.

Абдулла стал мягче, душевнее, хотя это и не снимает с него вины перед женой, перед неродившимся ребенком. Даже, наоборот, усиливает его душевную драму, открывает всю трагичность его существования. Смысл жизни ему открылся слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Он не смог понять вовремя жену, которая не испытала радость материнства. Только состарившись, он вдруг увидел родинку на ее щеке. Будучи в состоянии обмануть саму Смерть, он не смог уберечь Фатиму. Все, что он успел прошептать ей: --Ведь я же люблю тебя... Люблю...?

Рядом с Абдуллой Фатима кажется немногословной, безмолвной, излишне покладистой. Она выглядит несколько странной. Странность ее образа в том, что она живет только настоящим и в настоящем, эта старая женщина оказалась между прошлым и будущим. И если прошлое для нее живо в воспоминаниях, то будущее связано с мечтой и с возможностью ее воплощения.

Фатима не осознает своей жизни, она для нее как бы и не существует. Если ее муж --болен? мечтами, надеждами, то она --лечит? себя воспоминаниями. Ее утешение -- в молодости, в ребенке. Предаваясь воспоминаниям, она предстает уже не той женщиной, которая привыкла скрывать свои чувства. Фатима представляет себя матерью. Но никуда ей не деться от истины: --О господи, боже! Неужели ты послал меня в этот мир только для того, чтобы я переносила тяготы бездетности. Почему ты лишил меня ребеночка, послав в темные леса и заставив тяжеленные бревна поднимать, когда я поверила, что наконец-то стану матерью. Это у меня была последняя надежда, господи, единственная мечта моя! За что же ты мучаешь так меня? За что так обездолил и осиротил??

Сомнения, замкнутость Фатимы -- вполне естественная психологическая реакция женщины, обделенной вниманием и лаской.

Фатима: Скажи-ка мне, родимая, что ждет меня в будущем? Можно ли верить в этот мир, могу ли я надеяться на доброту, уважение? Есть ли счастье в этом мире? Не лучше ли броситься с высокого берега?

Старуха: Нет, нет! Милая. Ты брось такие темные мысли, верь. Жди и терпи, терпи. Все еще будет. Господь не оставит...

В этом диалоге с самой собой, со своей старостью кульминация драмы Фатимы. Те вопросы, что задает себе Фатима, не от фатализма. Она не утратила надежды на счастье и любовь. Она стремится спасти от смерти Абдуллу. Но оказалось, что смерть поджидала ее саму.

Отец и мать, посвятившие всю свою жизнь ребенку и оставшиеся без него, не смогли в итоге найти лекарство и от смерти. Они оказались перед необходимостью отнести собранный для собственного сына мед в детдом. Но и этого не смогли сделать. Все это определяет трагикомичность судьбы Абдуллы и Фатимы.

Театровед Г. Полонский, анализируя эту пьесу Ф. Булякова, отмечает, что трагикомический эффект создают не только жанровые особенности или авторская ирония, но и бесхитростность человеческого характера. --Но разберитесь сами, -- пишет он, -- может быть, это и не авторское свойство, а его героев, его с любовью написанных стариков??3.

Бесхитростность, детская непосредственность как черта национального характера даны героям от природы, передаются от поколения к поколению сквозь века.

Нельзя не отметить сатирический подтекст в пьесе. Автор показывает незаметные, на первый взгляд, противоречия между устремлениями личности и социально-политическими условиями современности?

Другая пьеса Ф. Булякова --Чего старухам не хватает?..? (?Вышли бабки замуж?) -- также построена в форме поиска ответа на вопрос. Проблему, поставленную в заглавии, автор не сводит к судьбе отдельной личности, а, собрав в один фокус все жизненные перипетии деревенских старух, старается раскрыть духовно-психологические корни их деяний.

Чего же не хватает старухам? У каждой из них, доживающей свой век в доме для престарелых, построенном в колхозе, свои желания. Салима, например, тоскует по буренке своей, которую она когда-то отправила на мясокомбинат. Салима частенько вспоминает корову, все хочет подоить ее. Старуха Хана, что старше всех, с тех пор как поселилась здесь, или сидит, или лежит. Ни слова от нее не добьешься. А Фатима не может нарадоваться настоящей жизни, нахваливает свое нынешнее жилье: --Рай, чисто рай. Ни дров не надо запасать, ни воды таскать на себе?.

Однако однообразие жизни никому из них не нравится. И больше всех Аклиме. Она выражает свое недовольство открыто: --Деревушку-то нашу всю растащили, разнесли. Наши только дома остались было, и их снесли, а нас в этот рай затащили!?

 

--????????????????

3 Полонский Г. Лекарство от смерти, мед и горечь его // Современная драматургия.? 1993.? №1. -- с. 100.

 

Озорная, острая на язык, насмешливая, прямая, Аклима обо всем имеет свое собственное мнение. Чаще всего она спорит с Фатимой. Фатима недолюбливает ее острый язык, ее озорные частушки. Аклима, будучи старостой, призывает к порядку, но Фатима возражает ей: --Ты, комендант, не затыкай нам рот. Свободу нам перестройка дала?. Слово за слово, и к Фатиме нашелся ключик, и она поведала свои тайные горести.

Узнала Аклима и причину задумчивости Салимы. Выясняется, что судьбы двух женщин во многом схожи. У Фатимы муж был выдающимся печником, у Салимы -- плотником.

Аклима в некоторой степени относится к своим подругам с иронией. Но это не говорит о ее высокомерии. Она не скрывает от Фатимы и Салимы своих переживаний, вплоть до интимных подробностей. О своем троекратном замужестве она рассказывает воодушевленно, это не только интересно, но и поучительно.

Аклима и в доме для престарелых не предается унынию. Заведя речь о мужьях, она стремится хоть ненадолго приглушить переживания одиноких старух, --вернуть? их к родному очагу, к давно умершим мужьям. Но они понимают свое трагикомическое положение: --Пока в своих домах жили, хоть старики да заходили. А здесь? Мужчину-то и не увидишь?.

В первой же сцене Аклима рассказывает о своем сне. Сидит-де она на вершине стога и примеряет туфлю какой-то девушки, победившей на конкурсе красоты. Фатима ей в ответ: кто ночью туфли примеряет, скоро замуж выйдет.

Сами того не замечая, старухи оказываются под влиянием этого сна. Кажется, они живут ощущением, что вот-вот рядом с ними появится сказочный богатырь.

--Богатырь? явился нежданно-негаданно. За разговором выяснилось, что это Абдулла, по прозвищу Мельничный мамонт. Председатель колхоза привез его с собой, чтобы лошадей подковать и на один день решил определить на постой в дом для престарелых.

Абдулла держит себя достойно. Выясняется, что он мягок по натуре, открыт душой, любит предаваться размышлениям. Аклима уговаривает старика переехать к ним в общежитие комендантом, но Абдулла дает понять, что он никогда не покинет аул, свой родной дом.

--Мамонт? так увлек старух рассказом о своем большом теплом доме, о том, как он спокойно живет там, что они захотели поехать к нему.

Единодушное решение старух оказалось для Абдуллы полной неожиданностью. Комическое изображение попыток старика выпутаться из создавшейся ситуации, раскрытие жизненной драмы других персонажей становится центром конфликта, выявившим трагикомическую природу и направленность произведения.

Образ Абдуллы, являясь конструктивным элементом художественной ткани произведения, обеспечивает в нем баланс трагического и комического, является камертоном трагикомического пафоса пьесы.

В пьесе --Чего старухам не хватает?..? действие играет пассивную роль. Произведение построено на динамике мысли, чувств.

Абдулла сразу же завоевал уважение у старух, стал для них опорой.

Для многих было открытием, что дом ему построил муж Салимы, а печь выложил муж Фатимы. И согласившийся увезти к себе Аклиму Абдулла не может уже отказать ни Салиме, ни Фатиме. Одну влечет тепло ее мужа, сохранившееся в доме, который он строил, а другую -- тепло печи, сложенной мужем.

Мысли Абдуллы полностью были поглощены горестями и невзгодами старухи Ханы, и он решил исполнить и ее просьбу.

Заполучив сразу четыре жены, Абдулла говорит: --Человека жалость водит?. Слова эти почти буквально повторяют реплику Абдуллы из трагикомедии Ф. Булякова --Любишь -- не любишь??. В отличие от своего тезки, он не жертва предрассудков и слова свои подкрепляет делом, выказывая благородство.

Как ясно из высказываний действующих лиц пьесы, люди старшего поколения не могут найти поддержки со стороны общества, преданы забвению, что ставит проблему его духовной целостности и единства.

Свое понимание этой проблемы автор показывает, с одной стороны, на основе взаимоотношений Абдуллы и Аклимы, а с другой -- Абдуллы и старух. Их сокровенные мысли и чувства --отрываются? от орбиты диалога и становятся возвышенными монологами. В них выражается духовное богатство, искренность чувств, единство жизненных позиций персонажей.

Старухи, чья молодость оказалась загубленной, а старость безрадостной, хотят остаток жизни провести в деревне, рядом с Абдуллой. Дома их давно сгнили, деревни исчезли. А мужья, по замечанию Аклимы, --вымерли как мамонты?.

Абдулла не может не высказать пожелания-предупреждения будущим поколениям: --Мы жили до этих пор порознь, в унижении, отгородясь от всего мира, не находя себе места. Если мы не будем друг другу помогать, не будем друг друга поддерживать, уважать и привечать, нас растопчут как пыль. Время сейчас такое...?

За всеми этими этическими проблемами нельзя не видеть социальных мотивов, демографической ситуации, судеб нации.

Ф. Буляков и сам признает, что у него --печальная получилась комедия, ностальгическая. А ведь сегодняшнее общество, если приглядеться, насквозь пропитано этим чувством?4.

--Для чего я сорок лет скот пас?? Эти слова Абдрахмана из пьесы --Бибинур, ах, Бибинур? исполнены глубокого смысла. В этот раз в заглавие вынесены не эти слова, которые выражают центральную идею всей пьесы. Вплоть до самого финала, где они прозвучат в форме вопроса, и зритель, и читатель пьесы находятся в напряженном ожидании.

В трагедии раскрывается --то реальная жизнь Абдрахмана, то фоном становятся картины из книг, которые он читает?5. Герой -- заложник вымышленного, книжного мира. В его жизнь входит история из учебника для шестого класса о том, как --атаман Стенька Разин бросил в воду персидскую княжну?. Абдрахман становится участником этих событий.

Как повествуется в рассказе, Стенька Разин бросил в воду свою возлюбленную -- персидскую княжну Бибинур. Абдрахман, в нее влюбленный, спасает девушку. Так случается несколько раз. В последний раз спасти не удалось, его самого казнили.

Влюбленность полностью переменила жизнь Абдрахмана, обновила все его чувства и душу. Встреча с давней своей мечтой пробуждает в пастухе множество мыслей и вопросов, совершенно неожиданных для его жены, односельчан, местной власти.

Пьеса построена на фантасмагории, смешении яви и вымысла. Абдрахман не чувствует разницы между сном и явью, для него естественен переход из одного мира в другой.

 

--?????????????????

4 Буляков Ф. Мне везет на талантливых людей // Советская Башкирия. -- 1991, -- 27 декабря.

5 История башкирской литературы. В шести томах. 6-й том. Современная литература (1966?1994 гг.). -- Уфа: Китап, 1996. -- с. 184.

Однако Абдрахман не отрывается от окружающей его действительности. Вымышленный мир помогает ему глубже понять происходящее в мире реальном. Переплетение трагического, комического и драматического начал, эзопов язык, лиризм и тонкий юмор имеют в основе своей особенности ассоциативного мышления автора.

Чувство любви, возникшее после первой встречи с Бибинур, объяснение в любви остаются только в мечтах Абдрахмана.

Абдрахман: Сто лет я ждал этой минуты! Сто лет!

Бибинур: Сто лет? Так долго никто не живет!

Абдрахман: Живут, если в душе надежда не угасла!.. Ах, Бибинур, Бибинур, сможешь ли ты понять мою душу?..

В реальности односельчане сочли, что он тронулся умом, и решают лечить его. Поначалу --пациент? относится к этому равнодушно, поскольку Бибинур не принимает его жизни. Несмотря на то, что он дважды спас ее, она оставляет его. Абдрахман не идет за своей любовью, но ищет ответы на --проклятые? вопросы. И это становится мучением для него.

Как и в обыденной жизни, в мире своих грез Абдрахман борется за то, чтобы сохранить свою любовь, душевное здоровье и чистоту, человеческое достоинство. А Бибинур выносит ему жестокий приговор: --Не можете вы оторваться от своих стад, твари земные!..? В сцене излечения Абдрахман ведет себя достойно -- --процедура? избавления от вредных мечтаний оканчивается для устроителей безрезультатно, потому что Абдрахман прислушался к советам Духа, которого хотели изгнать из его души.

Дух: Дитя человеческое не может жить без души, воистину! Или ты умереть желаешь? Отпусти сейчас же! Прислушайся к себе -- освободили тебя от забот и тревог, как же ты жить после этого сможешь!?

Абдрахман: Действительно, пустота внутри. Тру-у-у-дно-о-о...

Дух: Конечно, трудно! Без меня ты и дня не проживешь, сердце твое в камень обратится, душу тьма болотная покроет.

Чувства, которые испытывает Абдрахман к Бибинур, превращают его в человека другой эпохи. Он предстает как гражданин и как полномочный представитель родного народа и подает другим персонажам пример подлинно этического поведения. Для достижения необходимого эффекта Ф. Буляков вводит в пьесу картину встречи своего героя с казачьим атаманом Степаном Разиным.

Использование этого приема -- принципиальная позиция автора. В диалоге Абдрахмана со Степаном Разиным автор подходит к анализу любви с позиций национального менталитета, что дает ему возможность по-новому раскрыть эту старую, как мир, проблему.

Степан не оставляет без внимания то, что Абдрахман спас Бибинур. Вне себя от злости, он набрасывается на него: --Зачем ты влезаешь в исторические события??.

Полные любви слова Абдрахмана о Бибинур тронули сердце атамана, превратили и его в заложника любви.

Разин старается оправдать свою жесткость по отношению к Бибинур тем, что его, дескать, предназначение нести свободу людям, это необходимо для достижения свободы. Но Абдрахман знает, что свобода не достигается за счет несчастья других людей. Он говорит атаману: --Зачем нам свобода, которая не признает любви, которая готова растоптать самые нежные чувства в человеке? Народ будет вечно проклинать тебя!?

Степан оценивает поведение Абдрахмана, открыто и смело выразившего свои мысли и чувства, как достойное мужчины и предлагает ему свою дружбу. Абдрахман принимает ее от всего сердца.

Но настоящей дружбы между ними не может быть. Начнут песню петь: Степан поет о предстоящих жертвах, а Абдрахман затягивает пастушеский клич, сзывающий стадо. Абдрахман подпевает Степану, а тот: --Уж больно протяжны да сложны ваши песни, шею свернешь, пока мелодию вытянешь?. Степан говорит --баба? всегда с насмешкой, это предельно точно характеризует отношение атамана к женщинам.

Ориентация на различные этические нормы проявляется не только в словах, но и в делах. Проявив бесхитростность, Абдрахман просит у атамана не причинять зла Бибинур. Степан обещает, что больше не тронет девушку, но слова своего не держит.

Абдрахман так и не успел получить ответа на мучившие его вопросы. Во всем мире только два человека сочувствуют ему: автор и мальчик-рыбак.

Протест Абдрахмана против утомительно-серого однообразия жизни, законов, уничтожающих в человеке все человеческое, не давших ни его жене Миннисе, ни тысячам и миллионам других людей в полной мере познать радости жизни, -- вызвано трагическим конфликтом пьесы, который в свою очередь получил воплощение в виде фарса.

В рассмотренных выше пьесах Ф. Булякова трагикомический эффект как эстетический феномен достигнут благодаря раскрытию тяжелой, трудной судьбы людей старшего поколения, их устремлений и помыслов, образа жизни в момент перелома.

Герои Ф. Булякова поставлены перед вопросом: --Для чего я жил, как я жил?? и в драматически напряженных поисках ответа предаются углубленным размышлениям и переживаниям. Активную роль в этом отражении --диалектики души? играют не только диалоги, но и монологи, сны, воспоминания. Все эти элементы произведения -- структурно необходимые компоненты пьесы. Они помогают наиболее полно раскрыть характер каждого персонажа.

Одна из отличительных особенностей пьес Ф. Булякова -- синтетизм. Он не просто смешивает комические и драматические события и ситуации, перемежает реальность и фантасмагорию, применяет неожиданные повороты в развитии сюжета, а подает все это в органическом единстве.

Пьесы Ф. Булякова напоминают театр абсурда. Его герои попадают и в смешные, и в ужасающие ситуации, порой кажется, что они полностью лишены возможности воздействовать на события. Но каждый раз они находят в себе силы отнестись к происходящему с юмором, проявить гражданское мужество. Мы чувствуем тепло авторского сердца в его доброжелательном отношении к героям и зрителям, в той лирической интонации, которая так характерна для произведений Ф. Булякова.

Тема любви занимает в творчестве драматурга одно из главных мест. Чувства героев к родной земле, народу, женщине, матери проявляются в драматических и трагических коллизиях, поданых в то же время в комическом ракурсе.

Метафорическое мышление автора, гибкая структура его пьес, напряженность психологического состояния персонажей также направлены на раскрытие трагикомизма. В одних случаях автор находит его в жизни народа, в других -- в общечеловеческих, глобальных проблемах.

Если в трагикомических произведениях И. Абдуллина и Н. Наджми нашли отражение сложность и противоречивость современной жизни, то в пьесах Ф. Булякова в основе конфликта лежат отношения человека с человеком, человека и эпохи, человека и общества.

О чем бы ни размышляли герои трагикомедии, что бы они ни делали, они всегда точно знают, --какое нынче время на дворе?, и живут высокими идеалами и помыслами. Жизнь таких людей, как известно, всегда трагична.

Несмотря на то что трагикомедия как жанр явление в башкирской драматургии новое, появившееся меж двух столетий, нет сомнений в том, что она заняла свое место в современном башкирском искусстве слова.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2003

Выпуск: 

2