Алексей СИМОНОВ. Давенпорт.

 

Давенпорт. "Изобретение фотографии в Толедо". - СПб: Амфора, 2002

Рассказы американский ученый и преподаватель Гай Давенпорт начал писать довольно поздно, в сорокалетнем возрасте. Сам автор считает их скорее продолжением своих лекций, чем искусством. Поэзия для него - это "уроки эстетики", а рассказы - "уроки истории". Практически всю жизнь он занимался академической деятельностью: в 1948 году получил степень бакалавра искусств в университете Дьюк, а в 1950 ? степень бакалавра литературы в Оксфорде. После службы в воздушно-десантных войсках США Давенпорт защитил докторскую диссертацию по творчеству Эзры Паунда в Гарварде в 1983 году и до недавнего времени преподавал английскую филологию в различных университетах США и Европы. С 1991 года писатель находится на пенсии. Давенпорт - не только признанный новеллист, он еще и поэт, эссеист, литературный критик, иллюстратор и известный переводчик. Его книга переводов "7 греков" (1995) удостоилась премий РЕN и Академии американских поэтов.

"Изобретение фотографии в Толедо" (книгу с таким названием читал во сне поэт Роберт Келли) - первый сборник Давенпорта на русском языке, составленный самим писателем. В нем собраны лучшие рассказы, написанные в период с 1974 по 1981 годы и ранее входившие в сборники ?Татлин!?, ?Эклоги?, ?Яблоки и груши?, ?Велосипед да Винчи? и другие. Сам автор в предисловии ?Моим русским читателям? называет свои произведения не рассказами, а ?образными структурами?. И действительно, главное при чтении сборника воображение. Так, чтобы понять рассказы Давенпорта, необходимо обладать терпением и вниманием, которые позволяют постепенно снять метафорические и семантические слои текста, попутно разгадывая литературные и исторические шарады, за которыми скрыт общий замысел. По сути, чтение сборника - это постепенная реконструкция авторской задумки. ?Все мое продуманное деление на части имеет целью заставить читателя читать. Большинство повествовательной прозы можно прочесть, скользя по странице. Если я бился час над одним предложением, я хочу, чтобы читатель обратил на него внимание?, ? говорит Давенпорт в интервью. Во многие из рассказов Давенпорта попадают исторические персонажи, часто писатели или философы. В ?Сонате реки Конкорд?, например, содержится не меньше ценной информации о Генри Торо, чем в биографическом эссе, однако это отнюдь не историческое исследование, а скорее ?небывальщина? (fabulations) ? термин американского критика Роберта Скоулза, характеризующий общее направление творчества так называемых альтернативщиков: Д. Барта, X. Борхеса, Э. Берджеса, У. Берроуза, И. Кальвино, У. Эко, Ф. Кафки, X. Мураками, Б. Виана и многих других. Примечательно в этом смысле, что Давенпорт вошел даже в ?Энциклопедию научной фантастики? Джона Клута. Именно поэтому книги Давенпорта часто рассматриваются как предтеча неожиданного роста жанра альтернативной истории конца 1980-х, использующего в качестве персонажей реальные культовые фигуры прошлого. Многие критики отмечают, что почти ни в одном из рассказов Давенпорта действие не происходит в США и в них нет американских героев. Писатель так комментирует этот факт: ?Умный критик обнаружит, что все происходит в США. Скажем, ?Татлин!? ? это притча о тоталитарных правительствах, удушающих творчество, не всегда явно и открыто. История о гении Владимира Татлина, задушенном Сталиным, показалась мне парадигматической и своевременной?. В сборнике ?Изобретение фотографии в Толедо? представлены рассказы, открывающие русскому читателю основные темы творчества Давенпорта. Первая из них ? это борьба человеческого и механистического в современном мире (?Аэропланы в Брешии?, ?Кругосветное путешествие Белинды?). Наиболее показателен в этом смысле заглавный рассказ, давший название всему сборнику. На неполных десяти страницах автор умудряется показать читателю развитие жанра фотографии, ни словом не обмолвившись о развитии жанра фотографии. Для него не это главное. Случайность, по Давенпорту, становится главенствующей в искусстве XX века. Ведь изображения таких известных людей, как Эйнштейн, Джойс, По, Ван Гог, дошли до нас благодаря случаю: фотограф запечатлел их как простых прохожих. Фотография, таким образом, выступает в рассказе как ярчайший пример ?случайного искусства?. Фотографическая (читай: механическая) точность не оставляет места личностному восприятию художника, она убивает самобытность. Кроме того, фотография может солгать, показав то, чего не было. Когда главному герою рассказа ? историку фотографии ? удается сделать снимок лохнесского чудовища, его публикуют вверх ногами, а подпись под ним гласит, что на фотографии изображено прибытие эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево... Немаловажна и характерна для писателя тема ?маленького человечка?, то есть подростка (?Гуннар и Николай?, ?Мальчики пахнут апельсинами?, ?Кардиффская команда?). По мнению автора, подросток ? показатель жизненной правды, он еще не испорчен обществом, еще открыт для естественных природных чувств. Ребенок у Давенпорта уже сексуален, что идет вразрез с общепринятой точкой зрения. В рассказе ?Кардиффская команда? в стиле, близком манере У. Берроуза и Дж. Джойса, автор показывает духовный путь обычных подростков. Недальновидные критики склонны видеть в героях Давенпорта только двенадцатилетних эротоманов. Однако писатель стремится показать их как воплощение любви во всех ее проявлениях: к человеческому телу, к знанию, ко Вселенной.

Творческая манера писателя движется в русле модернистских течений XX века, хотя Давенпорт так говорит о себе: ?Как модернист я прибыл слишком поздно, а для диссонансов, известных под названием постмодернизма, ? слишком рано?. Философская же подоплека рассказов Давенпорта зиждется на сочинениях Л. Витгенштейна, который считал, что воображение и есть смысл мира.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2003

Выпуск: 

2