Динис МУСЛИМОВ. Рю Мураками.
Рю Мураками "69" / пер. с япон. А. Кабанова. ? СПб: Амфора, 2002 (серия "Новый век")
Рю Мураками появился на российском книжном рынке вслед за своим более знаменитым однофамильцем-соотечественником Харуки, с которым его часто путают. Между тем в своей стране Рю не менее известен и как режиссер, и как публицист, и как писатель ? его первый роман ?Голубизна, переходящая в прозрачность? получил престижную премию Акутагавы. Роман ?69?, по которому был снят фильм ?Кинопробы?, блестяще передает атмосферу японского варианта бурных шестидесятых. В романе показана жизнь подростка Кэна (уменьшительное от Кэнсукэ) из захолустного городка, который тем не менее ощущает себя в едином культурном пространстве с европейскими подростками: слушает ту же музыку, читает те же книги. Роман переполнен культовыми именами из мира музыки, самые известные из которых ?Битлз?, ?Дорз?, ?Роллинг Стоунз?, хотя названия многих из упоминаемых групп не говорят нам уже ничего. Абсолютной ценностью в школе, где учится Кэн, считается провал на вступительных экзаменах в Токийский университет, который воспринимается как верх антисоциального поведения. Хотя главная задача Северной префектурной школы ? готовить к поступлению в университет, стремящихся туда поступить называют ни больше ни меньше чем ?наймиты капиталистов?.
Главный герой романа ? аутсайдер не только по отношению ко всему официальному, но и к трем основным группировкам, на которые разделились школьники: ?умеренная? партия ?зациклена на выпивке, женщинах, табаке, драках и картежных играх?; ?рокеры? ходят ?с распущенными длинными патлами, поднимая два пальца как символ ?V? или выкрикивая ?Реасе! Реасе!?; а ?политическая? партия снимает комнату, обклеенную портретами Мао Цзэ-дуна, Че Гевары и Троцкого, и занимается распространением листовок. Однако именно Кэн становится организатором двух акций, потрясших не только стены родной школы, но и весь городок. Вначале он, подражая студенческим волнениям, устраивает ?революционную? баррикаду под лозунгом ?Сила воображения побеждает силу власти!?, а затем снимает любительской камерой сюрреалистический фильм. Апофеозом его деятельности становится Фестиваль (с несколько вольным названием), в котором, по его задумке, кино, театр и музыка составляли бы одно целое. Кэн становится героем школы, и самая красивая девушка ?леди Джейн?, ради которой, по большому счету, все это и затевалось, даже начинает обращать на него внимание.
Хотя Кэна и сажают на некоторое время по домашний арест и даже грозятся исключить из школы, все безумные выходки главного героя завершаются вполне мирно: даже баррикада на следующий день уже разобрана. Все заканчивается так, как, наверное, и должно быть. Кэн благополучно отучился в Токийском университете и стал известным писателем, ?леди Джейн? вышла замуж, кто-то стал промоутером, кто-то владельцем магазина грампластинок.
Книга замечательна в своей простоте, написана легко и задорно. "69" наверняка вызовет чувство ностальгии у заставших культурный бум шестидесятых-семидесятых, но окажется интересной и для тех, кто по молодости лет не увидел то время, когда "длинноволосая молодежь, называвшая себя хиппи, восславляла любовь и мир".