ХАСАНОВ. Быт и бытие в башкирском историческом романе.

    Исторические романисты часто запечатлевают конфликтные положения, которые не могут быть преодолены и гармонизированы в течение короткого времени, в рамках жизни одного поколения. Здесь на первый план выступают противоречия эпохального масштаба - различные войны, социальные катаклизмы, их последствия, отраженные в судьбе масс. Авторы не избегают показа и частного быта, который осваивается ими не в качестве «низкой прозы», а как арена серьезнейших конфликтов. Они стремятся обнаружить универсальные начала человеческой жизни в недрах «обыкновенной жизни», выступают не только и не столько бытописателями, сколько философами, размышляющими о войне и мире, жизни и смерти, роли личности в истории, в судьбе народа.

Большой писатель не будет ограничиваться односторонним взглядом на жизнь, как только на череду сменяющих друг друга будней. Его художнический взгляд направлен на уяснение того, что за всем этим кроется некая гармония, подчиненность высшим законам бытия.

Как правило, исторический романист обращается к истории, судьбе неординарной личности, способной к самопознанию, осознающей свою миссию как борьбу за достижение высших ценностей человеческого бытия - добра, счастья, свободы, равенства, готовой ради этого на самопожертвование. Именно такие герои позволяют авторам говорить о высоком предназначении человека, о его месте и роли в общем потоке истории. Предметом рассуждений на подобные темы может стать роман Нугумана Мусина «И лежит батыр навечно...», в котором изображен один из этапов многовековой борьбы башкирского народа за национальную независимость - восстание 1704-1711 годов во главе с тарханом Алдаром Исянгильдиным.

Роман изобилует показом размеренного, спокойно-рассудительного уклада жизни башкир с вековыми традициями, соблюдением обычаев, почитанием старших, слитностью с природой. Автор склонен изображать жизнь людей в разных ее проявлениях - и в радости, и в горе, в острые драматические периоды, и проводит мысль о том, что они причастны к большому историческому времени, осознанно или неосознанно приобщены к бытийному единству. Художественное воплощение эта мысль находит в ряде сцен, эпизодов. Например, проводы джигитов на войну. Свадьбы Аллагула и Сырбики, Шонкара и Габделбаната, описанные во всех подробностях, призваны реализовать идею верности людей неписаным законам бытия, вошедшим в их сознание как нечто незыблемое, не поддающееся забвению. Автор пишет, что соединение двух сердец, это - продолжение жизни, несмотря на лишения, страдания, раздоры и войны. А в это время в другом месте, другие люди решали судьбу целого народа, придумывали много хитростей, чтобы покорить его, подчинить своей воле, шли на угрозы, подкуп, шантаж; к сожалению, это тоже жизнь, где идет вечная борьба добра и зла, любви и ненависти, светлого и темного.

Можно сказать, что в романе бытие «вырастает» из быта, сопряжено с ним, так как это - быт не обывательский, а цельный, направленный на продолжение рода, семьи, заполненный борьбой за личное и общее счастье, свободу. Так за обыденной жизнью, за тысячами мелочей угадывается мощное течение времени, встает картина жизни народа.

Сопряженность быта и бытия в романе передана через определенные мотивы и через образ главного героя. Его жизнь состоит из больших и малых событий, поступков и деяний в сумме образующих судьбу, вплетенную во временной поток истории. Он формируется в процессе познания, освоения им первооснов бытия и его противоречий. В начале романа дается детальное описание охоты подростка Алдара на могучего барса. Юный герой подспудно осознает свое кровное родство с далекими предками, в жизни которых охота занимала центральное место, ценились мужество, находчивость и смекалка. На фоне исторического времени этот частный эпизод из жизни героя осмысливается как его столкновение с чем-то устрашающим, зловещим, как его способность к подвигу.

Писатели всегда стремились изобразить нерасторжимую связь человека с природой как источником его духовного обогащения, как ценности человеческого мира. У Нугумана Мусина природа часто дается через восприятие Алдара. В одном месте мы видим его наблюдающим за окружающим миром во время отдыха в походе. Перед ним поляна, кругом тишина, нарушаемая лишь трелью птиц, журчанием ручья, легким шелестом листьев. Он думает о том, что именно в такие минуты к человеку приходит душевное равновесие, острое ощущение своего высшего предназначения.

Как и другие башкирские исторические романисты, Н. Мусин пишет о том, что башкиры не по своей воле много времени проводили вдали от родины, тосковали по родному дому, по своим семьям. В романе есть эпизоды, полные психологической правды и глубины, рисующие воина-башкира с его думами о родных и близких, мечтой о скорой встрече на малой родине. Для него, часто находившегося в походах, семья, дом обретали особый смысл; сюда он стремился душой и телом, здесь обретал покой, равновесие после побед и поражений. Так, тема дома в романе становится неустранимым бытийным началом и непререкаемой ценностью. Строительство же нового дома для Алдара - это и семейный праздник и олицетворение прочности быта, полноты бытия.

Мотив дома тесно связан с женскими образами. Автор здесь продолжает сложившуюся литературную традицию, согласно которой женщина - символ любви, семейного уюта, мира. В то же время она - великая страдалица, на которую обрушиваются тяжкие испытания, связанные с гибелью мужа или любимого на войне, потерей близких.

Семейно-бытовые картины наполняются символическим значением, передают мысль о вечной устремленности человека к счастью, желании любить и быть любимым. Особенно трогательно и в то же время с драматизмом эта сторона бытия воплощена в судьбе Гилмиязы, любимой девушки Алдара. Ее образ пронизан трагическим пафосом, выступает как символ неосуществленной мечты.

На бытийную природу человека проливают свет и архетипические мотивы в сюжете романа. Жених отправляется в поиски своей пропавшей невесты. Автор описывает его приключения и злоключения на этом пути, и поединок двух воинов, Аддара и черкеса, перед русско-турецким сражением. Убив противника в честном бою, Алдар, тем не менее, не испытывает радости, удовлетворения, так как считает это покушением на святая святых - жизнь человека. У героя берут верх не сиюминутные настроения и чувства воина-победителя, а подлинно человеческие качества, идущие вразрез антигуманным проявлениям войны. С этим связаны и антивоенные мотивы романа. Война - это убийство, боль и страдание людей, разрушение основ их бытия, - эта мысль рефреном звучит во многих местах книги.

Важную роль играет прием антитезы, использованный в характеристике персонажей. Противопоставление двух исторических лиц Алдара Исянгильдина и Алексея Тевкелева в этом плане имеет концептуальное значение. За ними два начала, два понимания смысла жизни. С одной стороны - чистота помыслов и деяний, самоотверженное служение своему народу, делу его освобождения, преданность родным корням, с другой - подмена сущностных основ жизни низкими, корыстными интересами, малодушие, жестокость и коварство по отношению к некогда близкому человеку, а по большому счету - измена своему народу. Эту конфликтность можно рассмотреть и в более широком историческом контексте как противостояние человеческих сообществ, преследующих разные цели, как сопротивление башкирского народа колонизаторской политике самодержавно-крепостнического строя в начале ХVIII века. Тем самым автор еще раз подчеркивает мысль о несовершенстве бытия, о существовании неразрешимых конфликтов, связанных с самой природой человека.

Герой Н. Мусина понимает, что в этом мире есть место счастью и несчастью, любви и ненависти, радости и печали. Однако признание этого гармонического начала не приводит его к отказу от борьбы, к пассивному созерцанию отрицательных сторон, явлений действительности.

Иногда сопряженность быта и бытия в романе дана через обращение в глубь человеческой души. В этом смысле Алдар - рефлексирующий герой. Порой мы его застаем за размышлениями о жизни, своей судьбе и судьбе родного народа и т. п., что и составляет сферу дум и чувств полнокровного человека, осознающего себя личностью.

Тема смерти, лейтмотивом проходящая через все повествование, выступает особым бытийным элементом сюжета. Еще в первой части романа автор рассказывает о смерти старшего брата Алдара Давлетбая и в ходе дальнейшего развития действия описывает героическую гибель Иман-батыра, Кусюка, самого Алдара и других. Их смерть осмысливается автором не столько как частное явление, а в высоком, трагедийном ключе как самопожертвование, гибель героев за народ, за высшие ценности жизни.

Обращенность писателя к бытийным сторонам жизни расширяет смысловые границы книги, показывает его умение на локальном материале дойти до сущностных явлений, за единичным, частным фактом увидеть глубокий символический смысл, движение жизни, истории. В этом плане значимы детали-символы. Таковы, например, меч, кольчуга, подаренные Алдару дедом и отцом как символы воинской доблести, защиты родины. Тема «отцов и детей», взаимоотношения Алдара со своим отцом Исякаем, аксакалами Минлегужой и Мамбетсурой призваны олицетворять незыблемость вековых устоев, преемственность поколений, следование неписаным законам нравственности, народной мудрости.

Можно заключить, что все конкретно-историческое, частное, бытовое в романе наполнено глубоким содержанием, подчинено раскрытию смысла жизни человека, показу его места, судьбы в общем потоке истории в ее переломные, решающие моменты.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2003

Выпуск: 

3