Амина АБДУЛЛИНА. Сохранить человеческое в Человеке...

За неполных пять лет своего существования «Бельские просторы» опубликовали немалое число романов, повестей, рассказов как русских, так и башкирских, татарских, чувашских и других местных писателей, чьи произведения любовно и добротно переводятся на русский язык, открывая им дорогу на всероссийское культурное пространство. О том, что они активно читаются и тепло воспринимаются читателями, свидетельствует редакционная почта. Почти каждую публикацию сопровождают заинтересованные читательские письма и телефонные звонки. Недавно нам стало известно, что по напечатанным в журнале произведениям студенты пишут рефераты, курсовые и дипломные работы. Но вот на стол главного редактора легло не обычное читательское письмо-отклик, а большая аналитическая статья обзорного характера — о некоторых повестях, опубликованных в «Бельских просторах». Автор ее — доцент кафедры литературы Бирского государственного педагогического института, так сказать, не рядовой читатель, а серьезный специалист, взгляд и оценки которого всегда интересны для издателя. Редакция благодарит Амину Шакирьяновну Абдуллину за ее профессиональный интерес к нашему журналу, за проделанную работу, а ее статью предлагает вниманию читателей.

Редакция

В журнале «Бельские просторы» всего за несколько лет его существования опубликовано немало повестей. Выделю наиболее интересные для меня. Это повести Р. Паля «Земля родная — живая и мертвая» (2000, № 6), «Возвращение Ивана» (2002, № 5), М. Чванова «Последний день Года Собаки» (2002, № 4), Н. Андреева «След на реке» (2000, № 12), Г. Кацерика «Житие грешника Федора Веревкина» (1999, № 5), М. Каримова «Это было и со мной» (2002, № 4, 5), Ю. Кичаева «До встречи, царевна» (2002, № 3), Ю. Горюхина «Блок № 280266» (2000, № 8), «Встречное движение» (2002, № 7). Все эти произведения различны не только по своему художественному уровню, стилистике, но и по тематике.

В самом названии повести «Земля родная — живая и мертвая» ощутимо особое, взволнованное отношение автора к жизненному материалу, желание отчетливо выразить основной смысл произведения. Сразу же, с первых строк повести Р. Паль настраивает читателей на скорбно-возвышенное восприятие жизни своего героя. В повести перед нами проходит жизнь и судьба простого труженика Егора Кирюхина и его семьи. Автор с большой любовью и уважением относится к своим героям. Это близкие и дорогие его сердцу люди, они — частица его собственной души, они — выразители его личного отношения к жизни.

Поэтичный склад характера, жизнестойкость, цельность, совестливость — главные качества личности Егора Кирюхина. Многоплановый и глубокий, он раскрывается перед читателем постепенно, от эпизода к эпизоду. Описывая житейские будни деревенского жителя, лесника, автор показывает несправедливое отношение общества к простому труженику. Писателя интересуют не анкетные данные, а душевное состояние этого незаурядного русского человека.

С необычайным лиризмом и художественным мастерством описывает автор любовь и супружескую жизнь Кирюхиных. «И тут с Егором произошло что-то непонятное: он упал лицом в траву и заплакал тихими счастливыми слезами. Впрочем, сам он этих слез не замечал. Его переполняла какая-то непонятная, прежде незнакомая ему великая радость, такая огромная для него одного, такая чистая и непостижимая…» Читателя потрясает сцена прощания Егора с женой Лидой. В его простых незатейливых словах чувствуется большая нравственная сила и неподдельная скорбь утраты: «В жизни он не то чтобы не знал нежных и ласковых слов, но как-то стеснялся их, оберегал от житейской суеты и серости, в которой, будучи произнесенными вслух, они мигом бы потускнели и погасли, как эти краски вечернего неба. Но теперь все было иначе. Теперь можно было говорить не боясь этого, и он говорил, говорил, говорил. Не потому, что она могла его услышать, а потому, что это было нужно ему самому. Ах, как он любил и жалел ее сейчас!» Обращение героя к умершей жене, разговор с нею наполнен горечью безысходности, растерянности, вины и любви. Герой Р. Паля из тех, кто живет по законам совести.

В повести «Земля родная — живая и мертвая» характеры даны в полный рост, и композиция решена мастерски, и простор писательской фантазии представлен обширный; повесть не скована конкретным адресом, узковедомственными, географическими или временными рамками. Читатель видит картину не события, а явления, знакомится не просто с конкретным образом Егора Кирюхина, живущего в какой-то деревне в Башкортостане, а с обобщенным образом человека, которого не зависящие от него обстоятельства превращают в человека планеты Земля...

Социальная атмосфера, в которой пребывает герой, так остра, в таком напряжении его внутренний мир, душевный настрой, что писатель часто переходит на «открытый текст», отказываясь от перифраза. Повесть отличает динамичный и увлекательный сюжет, что во многом связано с прояснением судьбы семьи Кирюхиных. Напряженность создается не с помощью фабулы, а за счет создания особой интеллектуальной атмосферы поиска и решения, вопросов и ответов. Впрочем, далеко не на все вопросы находится у Кирюхина убедительный ответ.

Ощущением надвигающейся катастрофы повесть дышит буквально с первых строк, с тончайших, не подвластных рассудку и анализу чувствований. От былой деревни ничего не осталось. Два-три человека, пытающихся отстоять, сохранить нравы и обычаи дедов-прадедов, подвергаются жестоким испытаниям. Где былая совестливость, отношение к труду как к святому призванию и благородной обязанности, рачительность в хозяйствовании?.. На их месте пылко и самовлюбленно расцвели воровство, разгильдяйство, пьянство, отношение к природе как к бездонному колодцу, из которого успевай только черпать. «Что сейчас вытворяют с лесом! Пилят налево и направо, не признают никаких норм и правил, словно завтрашнего дня не будет. И главное, для чего, для каких надобностей? Ловкие люди из недавней хозяйственной и руководящей номенклатуры знают, для чего. Состав за составом гонят кругляк за рубеж. Чего проще! Государству убыток, но зато для своего кармана и полцены — деньги. Рабочие по полгода не получают заработка, зато у них счета растут как на дрожжах. Таких хищников уральские леса не знали, пожалуй, с далеких демидовских времен».

Так в чем же выход? В покаянии? В утверждении новых идеалов? Или в смирении?.. Готовых рецептов переустройства общества нет ни у одного писателя. Да и не дело это литературы — предлагать пути решения конкретных проблем. Литература побуждает человека к поискам, к развитию общественной мысли. Это главное. Писатель — не хроникер и не бытописатель семьи Кирюхиных. Ему прежде всего важно выразить состояние духа своих героев, понять логику их мышления. Он свободно переключается с одного исторического времени на другое. Частые отступления от хронологии событий, прямые переклички разных времен, сопоставления взглядов людей разных эпох, внутренняя полемика, воображаемые диалоги помогают писателю воссоздать процесс рождения и развития конкретных идей, имеющих глобальное значение. Такое композиционное построение позволяет совершенно по-новому оценивать влияние трагических событий эпохи на умонастроения современников.

Стремясь распознать, исследовать какие-то новые жизненные явления сегодня, Р. Паль настойчиво ставит проблему сущего и должного в человеке: о его нравственном здоровье, о верности нравственным заветам.

Связь проблем экологии и нравственности для нас не новость; она порождена объективной необходимостью охраны окружающей среды как условия существования наших ближайших потомков, чувством глобальной угрозы, нависшей над планетой, над самой жизнью, когда ход истории вновь властно и наглядно соединил людскую судьбу с судьбой земли, воздуха, воды, животных, растений.

Завершающий аккорд произведения высок и оптимистичен. «И вдруг из глубины небес до него донеслись знакомые с детства звуки. Он остановился, запрокинул голову и увидел большой журавлиный клин... Осенняя картина прощания с журавлями всегда волновала Егора. Вот и сейчас восторг и печаль переполняли его сердце. Он любил их. Он понимал их. Он верил им. Но сам, даже имея крылья, все равно остался бы на своей земле. Пусть больной, неустроенной, раздираемой страстями и безрядицей, живой ли, мертвой ли, но — своей. Своей навеки». За этим скрыта та сила, которая помогает народу выстоять, выдюжить, выжить в любой ситуации, вопреки, назло всему. Его и под корень рубили, и выкорчевывали из родной земли, выселяли, выжигали, а он, как любимый осокорь Егора Кирюхина, стоит и будет стоять. Постоянно чувствуется авторская концепция, стремление разобраться в происходящем с миром и людьми — отсюда цельность, гуманизм, значимость каждой детали, начиная с самого заглавия, его обобщенного значения.

Главное направление эволюции творчества Р. Паля связано с переходом от проблематики «личность-личность» к проблематике «личность-общество», с усилением социального звучания его произведений. Беспомощность человека перед слаженным бюрократическим механизмом сближает героя повести «Возвращение Ивана» с лесником из повести «Земля родная — живая и мертвая».

Действие повести «Возвращение Ивана» происходит в течение нескольких месяцев. Композиция произведения чрезвычайно свободна: Р. Паль легко меняет пространственные и временные координаты повествования, перенося его в недавнее и далекое прошлое персонажей и снова возвращаясь в современность. При этом в повести нет классического «всезнающего» повествователя. Автор редко прямо вмешивается в повествование, однако его самоустранение мнимое.

Почти каждая глава ведется от имени Ивана Ивановича Найденова, которому предоставляется возможность побывать в одиночестве, наедине со своими мыслями и воспоминаниями. Это позволяет вспомнить то или иное из пережитого, так или иначе, со своей «колокольни», оценить, охарактеризовать близкого человека. Перекрестные мысли и оценки, разного рода воспоминания героя позволяют автору не только сильно раздвинуть временные и событийные границы повествования, но и добиться известной объемности изображаемых фигур и всей картины в целом.

Тема потери духовных ориентиров и духовного возрождения общества — ведущая в повести «Возвращение Ивана». Она раскрывается через систему мотивов, в первую очередь, через мотив движения, наряду с мотивами памяти, детства и других. Мотив движения выполняет важную роль, связывая части произведения в единое целое. Рассмотрение этого мотива помогает уяснить основные идеи автора.

Движение у Р. Паля связано как с перемещением в пространстве, так и с восприятием жизни как долгого пути, с переломным состоянием души, с поисками выхода из кризиса, со взлетом человеческого духа. Мотив движения в повести представлен в двух аспектах: движение физическое и движение духовное.

Мотив пространственного движения напрямую связан с образом народа, благодаря которому конкретные эпизоды, встречи, ситуации, воспоминания получают как бы единую образную точку преломления. Духовное движение народа становится лейтмотивом всего произведения. Несмотря на экономическую и духовную разруху, растлению всегда противостоит восхождение, на протяжении всего повествования автор доказывает на многочисленных примерах, что «как люди ни бедствуют, а сколько света, доброты, мудрости в их душах! Помощь и сердечное сочувствие соседа не заменит им никакая страховая компания с ее самыми выгодными условиями и процентами... Памятная встреча в возрожденной деревне грела его душу ровно и светло. Он представлял, что могли бы сказать эти люди по тому или иному поводу, даже слышал их голоса. У них было доброе сердце, здоровый ум и целое море наивной детской доверчивости. Само по себе качество это похвально, когда ты среди своих, и опасно, губительно, когда имеешь дело с силами лихими и лукавыми. В своем прошлом эти люди давно разобрались, а вот сегодняшний день для них непонятен и смутен, как осенний утренний туман. Одна надежда, что солнце природного ума разгонит этот гиблый морок и осветит наконец потерянную во мраке дорогу».

Вся жизнь Ивана прожита по общечеловеческим законам, в ней есть гармония, простота, добро и правда. Иван — яркое воплощение русского национального характера. Он любит свою Родину, любит место, где родился, природу, детей и близких.

В повестях Р. Паля проявились наиболее характерные черты художника слова: внутренний трагизм сплавлен с пронзительной лиричностью, нежностью и музыкальностью интонации, акварельностью пейзажных красок; мотивы скорби, глубокой печали создают атмосферу лирического сопереживания.

Р. Паль воспринимает человека в естественном соучастии с жизнью природы, ощущает простор мира, вздохи земли, говор вод и рек. Вместе с тем это и чуткость к тревогам дня, к сегодняшним проблемам времени, к социальной жизни современного человека.

Повести Р. Паля при всей своей жесткости, с которой писатель не боится коснуться самых острых, болезненных жизненных проблем, кажутся пронзительно человечными. Это не просто человечность. Это страстное, трепещущее чувство жалости писателя к тем, кто защитил Отечество, но теперь не может защитить себя от него; это крик боли от сознания чудовищности происшедшего с миллионами наших людей. Человечность повестей в том, что за личной трагедией Ивана Найденова и Егора Кирюхина встает трагедия почти всего поколения.

Важная черта творческого облика Р. Паля — художническая дотошность, желание во что бы то ни стало докопаться до корней исследуемого явления, обнажить скрытые от поверхностного взгляда причинные связи, дойти до сути. Доходить до сути, не оставляя без внимания мельчайшие детали и нюансы, — его страсть, хотя писатель не тешит себя надеждой, что в один прекрасный день ему удастся добраться до первопричины, раскрыть тайну бытия. Как мыслитель и как художник, он в споре с неподатливым материалом все время поднимает планку, нащупывает нехоженые пути к осмыслению жизни, открывая в слове все новые и новые возможности для воплощения тяжести и непостижимой протяженности бытия.

Другой признак, делающий прозу Р. Паля легко узнаваемой, — поразительное владение языком. Он старается обновить художественный язык, вытеснить из него все примелькавшееся, затертое, лишенное исконного цвета и запаха, и взамен ввести выразительные элементы, идущие из глубины самоцветной народной речи, собственного душевного опыта. В системе изобразительных средств писателя явственно просматриваются и личность автора, и контуры изображаемой и преображаемой им действительности.

Судьба человека и всего живого вокруг является предметом раздумий и в повестях «След на реке» Н. Андреева, «Последний день Года Собаки» М. Чванова. В нравственно-философском плане в них развивается мысль о том, что каждый человек перед собственной совестью должен отвечать за все живое, обязан не только разумом, но и сердцем ощутить: без матери-природы индивид исчезнет.

Лишения детства по-разному образуют характер. Одних заставляют быстро сдаться. Другие строптиво борются за личное благополучие. Третьи, пусть не сразу, пусть преодолевая и внешние, и собственной души помехи, выстраивают некий идеал, чем дальше, тем решительнее стремясь его осуществить.

Исходя из детской веры Вити Мокеева в то, что все окружающее является живым, сопоставляя характеры «практиков» и «мечтателей», Н. Андреев в повести «След на реке» хочет докопаться до загадочного феномена: ощущения и осознания человеком своей неразрывности с природой. «Сама ты не чувствуешь ничего, дубина неживая, — вскочив на ноги, перебил ее брат. Он хотел было добавить еще что-нибудь обидное, но, увидев, как затряслись от обиды Катины губы, замолчал. — Ну какая же она неживая, глянь-ка! — Витька указал ей на реку. — Видишь, она движется... А вот она дышит... Вдох... Выдох... А ты говоришь — неживая... А еще она может нервничать, волноваться, особенно перед плохой погодой, может дремать в жару, тогда даже рыба, засыпая, перестает клевать, может и вовсе уснуть зимой подо льдом, а весной, проснувшись, скинет его с плеч долой, украсит свои берега цветами-листочками...». Пребывая на реке в одиночестве, Витька Мокеев часто беседует со своей любимой рекой.

Витька — дитя реки, часто бедствуя и страдая, он несет в себе свет человечности. Бывая временами безвольным и несчастным (после драки с Мишей Пироговым), Витька Мокеев выпрямляется, меняется, когда нужно помочь кому-либо, кого-либо выручить. Он словно создан для того, чтобы жить для других, приносить им радость. Витька подробно объясняет, почему река «подарила» им моторную лодку: «Удача, Катюха, штука справедливая... Кому попадя она в руки не дается... она знает, к кому идти... Вот, скажем, взять меня, сколько я в жизни натерпелся... не приведи господь... а все почему, знаешь? Да потому, что не обижал никого... Это только те хорошо живут, кто других обижает... А ты думаешь, я бы, что ли, не смог кого-нибудь обидеть, да? Еще как бы смог, я сильный... только, знаешь, нельзя так, не по-людски все это... я же человек, а не собака какая-нибудь... Никому я не делал зла...»

Повесть «След на реке» Н. Андреева направлена против нарушения нравственных законов. Весь художественный строй повествования подчинен тому, что любой человек, сотворивший зло по отношению к миру, к людям, особенно к его беззащитным и наиболее ранимым представителям — детям, женщинам, старикам, зверью, природе, наказывается жизнью еще более жестоко. Иногда эта тяжесть, это наказание даже несоизмеримы с его проступком.

 

«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по ведению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд». Эти слова из повести Н. Андреева «След на реке» могли бы стать эпиграфом к повести М. Чванова «Последний день Года Собаки».

Герои М. Чванова очень разные по своим устремлениям, по своему образованию, интеллекту, по месту, занимаемому в обществе, но для всех его героев характерно одно самое главное качество — они хотят чего-то своего, только им присущего, хотят быть самими собой. Здесь повествуется об очень сложном и противоречивом времени, когда невозможно было сразу во всем разобраться, все понять, примирить в самих себе противоречивые чувства и мысли. «Остановись, пока не поздно. Тебе уж не раз был грозный знак, но ты его не хочешь слышать... Знаешь ли ты, что твои люди снова осквернили могилы последователя Исы недалеко отсюда. Самое низкое дело глумиться над мертвыми. Бог един, и учение Исы, как и Ислам, — ветви одного дерева, и разделены они, как и народы, на многоязычие, чтобы люди не строили вавилонской башни, и если они этого не поймут, неминуемо придет торжество Дьявола. И великие беды придут, если правоверные будут искать в учении Исы своего врага. Если ты и на этот раз останешься глух к моему предостережению, скоро власть твоя, твоя вавилонская башня рухнет и потомки твои всего через десять лет устроят между собой кровавую резню, кромсая на мелкие куски твое царство...» Слова предостережения, услышанные кровавым Тимуром над могилой святого Хуссейн-бека, к сожалению, не были осознаны и тогда, и сейчас, многие столетия спустя. Писатель сталкивает людей различных убеждений, различных нравственных устремлений, моральных принципов. Одни остаются верными своим принципам, другие заботятся только о спасении своей шкуры, приспосабливаются, ловчат. Исторические события — это фон, на котором раскрываются человеческие судьбы. М. Чванова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Через всю повесть лейтмотивом проходит идея незыблемости вечных ценностей: любви, семьи, дома, всего живого, что окружает человека.

Автор без всякого умиления и сентиментальности, но с удивительным вниманием и добротой рассказывает о собаках: «В уже наше Смутное время, когда человеческая жизнь снова ничего не стоит, тем более, когда в истерзанной, разорванной на куски, полуразрушенной и полураспроданной России, где орудует свора кровавых батек-президентов, полмесяца назад заметалась настоящая война, собачья смерть — наверное, не самое великое горе. Наверное. Но собаки не виноваты в том, что мы, люди, сотворили со своей страной, и собаки, впрочем, как и лошади, целиком зависят от нас, это мы когда-то приручили их, вырвав из круговорота природы, лишили самостоятельного существования. Они доверились нам, не подозревая, что мы приручили их не по человеческой доброте, а исключительно ради корысти: охранять друг от друга свой жалкий скарб, натравливать друг на друга... Они — словно малые дети, и их любовь к нам по-детски безоглядна».

Собаки — Дружок, Аза, Малыш — это символы преданности, беззащитности, взывающие к совести и справедливости. В повести все выстроено по законам лаконизма, динамичности, целенаправленности. Ощущение предельной достоверности, правдивости не только характеров и ситуации, но и деталей не оставляет читателя ни на минуту. Повесть согрета тихим, теплым светом, она исполнена гуманизма. «Последний день Года Собаки» стал значительным художественным документом, в котором запечатлена атмосфера трагической эпохи, показан драматизм судьбы и нравственных исканий народа в переломное в истории России время.

Кто мы? — этот вопрос косвенно или прямо задают себе и другим все авторы повестей. В истории Г. Кацерика «Житие грешника Федора Веревкина» все держится не на сюжете, а на внутреннем напряжении, на едва уловимых нюансах и поворотах повествования. Его манеру отличают отточенные портретные характеристики, умение перевоплощаться, говорить «чужим голосом», выверенность стиля. Он умело передает сомнения и колебания «грешника Федора», потерявшего почву под ногами, подверженного душевным надломам. Умеет показать, как накапливаются симптомы рокового недуга, как назревает и разряжается взрыв, на первый взгляд неожиданный и необъяснимый, но глубоко и точно мотивированный обстоятельствами жизни.

Образ деревенского детства, мир деревни, навсегда остающийся в душе человека, получили у М. Каримова удивительное поэтическое воплощение в повести «Это было и со мной».

Повесть написана от первого лица, автор предстает в них центральной действующей фигурой — через него воспринимается окружающий мир. Наблюдательный и остро чувствующий художник изображает жизнь родной башкирской деревни, рисует портреты людей, среди которых он рос, становился человеком. Повесть выходит за рамки личных воспоминаний, и значение ее не столько в самом материале, сколько в ее эмоционально-нравственном заряде, способном разбудить в читателе самые светлые чувства.

Рассказчик обращается и к сложным проблемам личной ответственности за все совершающееся в этом мире. За краткий миг человеческого существования, который прекрасен и полон высокого духовного содержания, совершаются в душе сложные сдвиги: зарождаются, утверждаются и вновь разрушаются противоречиями тревога, надежда, отчаяние и чувство ответственности перед природой, детьми, обществом и самим собой.

Писатель проводит своего героя, доброго, впечатлительного мальчика, через все горнила жизни. Автобиографизм повести несомненен, но не абсолютен. Ибо сказано: «Это было И со мной»!

Студенческой поре, молодежи посвятил Ю. Кичаев свою повесть «До встречи, царевна». Она напоминает многим читателям время радостной, счастливой и романтической юности, любви и узнавания жизни, ее первых уроков, попыток самостоятельного решения вечных проблем. При всей прозрачности повествования в его основе непростой вопрос о процессе духовного становления человека.

Поверяя людские характеры и отношения эталоном человечности, Ю. Кичаев понимает любовь как чувство, от природы своей исполненное добра, исключающее жестокость, эгоизм, цинизм. Любовь рождается из благородного протеста против насилия, из желания вступиться за слабого, из ответной признательности за доброту. И эту чистоту побуждений писатель делает главной защитой любви своих героев.

Современные прозаики демонстрируют читателю очень широкий диапазон экспериментов. Среди них немало заслуживающих внимание произведений, в том числе повести Ю. Горюхина. Сюжет повести «Блок № 280266» носит откровенно трагический и гротесковый характер, отражает всю бессмыслицу жизни героя, его обреченность. Что ему жизнь, зачем жить? «Почему такая несообразность жизни: смерть проста, банальна и она у всех на виду — драки, болезни… старость, а появление человека на свет туманно и невразумительно». Все эти вопросы — без ответа. Действие повести происходит в условном блоке под номером 280266, и обитатели этой тюрьмы ничего не знают об окружающем мире, ничего не помнят про себя в прошлом.

В русской литературе образ ребенка означал будущее, непрерывающийся путь, символизировал чистоту, прощение. У Ю. Горюхина создан образ Мальчика, но судьба его исковеркана так же, как и окружающий его мир. Если Мальчик, этот человечек с исковерканной судьбой, — наше будущее, то что нам предстоит? Так трагично отразились в повести Ю. Горюхина традиционные образы и темы русской классической литературы. Конец повести — безысходность, безвыходность судьбы Мальчика: он убегает из блока, из жестких тисков тюрьмы на свободу в другой, иной мир, но этот мир — непонятный, незнакомый — страшит его: «...в светло-серой мгле не было стен и потолков, пространство не ограничивалось ничем, сверху наползали какие-то бесформенные клочковатые образования, снизу нигде не было нормальной ровной поверхности — всюду что-то торчало, всюду что-то шевелилось при порывах ветра, и сам ветер странно дул то справа, то слева, то тихо, то сильно. Вдалеке на непонятном расстоянии все предметы почему-то тускнели и переходили в отвратительную расплывчатость. Дышать было тяжело — сладковатый воздух был слишком легким, и грудь Мальчика вздымалась в два раза чаще, чем обычно. К тому же холод и сырость заставили Мальчика сжаться в комочек, задрожать и застучать зубами...» Испугавшись непривычного мира свободы, непонятных запахов и всего, что он видел в первый раз в жизни, Мальчик добровольно возвращается в свой блок, в тюрьму... Нет никакой оптимистической перспективы, судьба личности заранее предрешена. Нет ни добра, ни зла, есть только страдающая, непонятная личность, любой путь безнадежен, жизнь абсурдна.

Другая повесть Ю. Горюхина — «Встречное движение» — не имеет четких очертаний, разрушены традиционные композиционные элементы произведения, сюжет ослаблен. Мир, в котором живут его герои Грогин и Даша, груб, от него нет спасения, и вся жизнь — это бег за мечтой, а когда в результате встречного движения состоялась встреча двух героев, встреча с мечтой, Грогин не знает, что же дальше, что с ней делать. Противоречивый, необъяснимый мир враждебен герою, нет выхода из этого тупика, да и герой не предпринимает особых усилий для этого. В этом мире все изменчиво, необъяснимо, непостоянно, вся жизнь — цепь случайностей. Грогин и Даша находятся в этом необъяснимом мире, они не способны отстоять какие-то ценности, у них нет таких понятий, ради которых можно было бы рискнуть собой.

Сюжет повести трудно пересказать, нет фабулы, развернутой в действии и во времени. Жизнь трудна, скомкана. Утрата веры, нравственных идеалов несет в себе опустошенность душ. Смятые души, малые и большие компромиссы с собой и жизнью, несостоявшиеся и полусостоявшиеся биографии. Почти все персонажи повести лишены гармоничной и нормальной формы существования. Они нарочито обыденны и помещены в ситуации, ограниченные рамками сугубо житейских обстоятельств. Самые важные вещи чаще выявляются через диалог. Причем сами реплики очень коротки, почти лишены информативного смысла. Повесть построена как постепенное обнаружение сути происходящего. Поначалу — хаотичные нагромождения разных житейских подробностей, и только где-то к середине, ближе к концу, буквально по мелочам, начинает складываться общая картина.

Ю. Горюхин делает ставку на технологический портрет ситуации, но всякая ситуация субъективна. Автор признает право на существование множества «правд», не идеализирует своих героев, не делают этого и сами герои. Проблемы, возникающие у них, никогда не лежат в сфере сугубо социального. Они заключены в круг человеческих взаимоотношений. Боль друг другу причиняют только люди, и только люди способны эту боль понять и унять. Поэтому здесь так важен момент установления контакта, прорыва из одиночества.

Нынешняя журнальная проза многолика и зачастую талантлива. Невероятность наступивших перемен лишила точек опоры и писателей и читателей. На болезненном переломе жизнь словно поворачивается спиной к искусству, побуждая его искать новые формы, адекватные самим переменам. Наше сознание, а соответственно и литература, накопили колоссальный отрицательный исторический опыт. Выбитый из колеи читатель в большинстве своем переключился на «мыльные оперы» и криминальное чтиво. К счастью, ажиотаж вокруг такой литературы идет на спад, медленно, но идет... Молодая литература, скептически относящаяся к предыдущей литературе и поставившая под сомнение непререкаемый авторитет классики, тем самым только подтверждает свою зависимость от нее, свою горечь от невостребованности. Новый реализм в литературе последних лет — при всем разнообразии методов, стилей, манер — объединяется единым признаком: художественный мир его ориентирован на «реальность», на существование высоких духовных истин. Анализ некоторых повестей, опубликованных в журнале «Бельские просторы», доказывает верность этого тезиса и оставляет надежду на исцеление, на возрождение человеческого в Человеке.

 

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2003

Выпуск: 

10