Ян САЯХОВ. Традиции в сказках моего народа.

Все люди любят сказки! Мамы и папы рассказывают их своим детям, бабушки и дедушки - внукам. С помощью сказки «маленький человек» входит во взрослый мир, учится добру и любви, милосердию и дружбе, смелости и ответственности. Сказки передаются из поколения в поколение. Рассказывали их простые трудовые люди: пастухи, стерегущие стада, рыбаки, занятые починкой своих сетей; няньки, окруженные детьми, бывалые люди - солдаты, охотники, моряки... Одни сказки родились в деревнях, на просторах широких полей и густых лесов, другие - в солнечных горных селениях Кавказа, третьи - под низким, хмурым северным небом, в тайге и тундре, на берегах Ледовитого океана. Чудесный, необычайный мир раскрывается в народных сказках.

Многим нравится волшебство сказок, чудесные превращения, другие любят сказки за то, что в них всегда добро побеждает зло, третьи могут представить себя сильными и смелыми, как герои сказок. И везде эти удивительные помощники героев! Скатерть-самобранка, волшебный горшочек могут накормить и одного человека и весь мир! Сапоги-скороходы и ковер-самолет перенесут тебя в любое царство - тридевятое государство! Меч-кладенец может избавить добрых людей от любого зла.

Я тоже очень люблю сказки! Из них я узнаю, как жили мои предки, какие у них были обычаи и традиции, во что они верили, как справлялись с трудностями.

Передо мной стоит задача - рассказать о традициях в сказках моего народа. И тут же возникает вопрос: кто же мой народ?

Хочу начать с русских сказок, которые в детстве мне рассказывала моя мама. В них народ рассказывает о том, к чему он стремился, о чем думал, о чем мечтал, о своих традициях.

Русский народ всегда верил в Бога. Эта вера помогала родителям расставаться со своими детьми, провожать их в трудный путь. Детей благословляли, чтобы Бог уберег их от несчастий. И дети не могли покинуть родительский дом без родительского благословения. Этот прекрасный обычай помогал им преодолевать трудности. В сказке «Три царства - медное, золотое, серебряное» рассказывается о том, как «жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына - царевича. Стряслась беда немалая - утащил царицу нечистый дух. Говорит царю больший сын: «Батюшка, благослови меня, поеду отыскивать матушку». Или: «Ну, братцы, - говорит Иван-Царевич, - благословите меня вместо отца, вместо матери. Опущусь я в эту яму и узнаю, какова земля иноверная, не там ли наша матушка». Этот ритуал помогает Ивану-Царевичу, придает ему веру в себя, делает неуязвимым. И моя мама, когда провожает меня, всегда благословляет.

Добрым знаком является благословение родителей для молодых, создающих семью. В «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина царь Гвидон, умоляя свою мать разрешить ему жениться на Царевне-лебеди, говорит: «Просим оба разрешенья, / Твоего благословенья: / Ты детей благослови / Жить в совете и любви». И дальше: «Над главою их покорной / Мать иконой чудотворной / Слезы льет и говорит: «Бог вас, дети, наградит». «Коли люб ты дочери, я ее не унимаю - пусть с богом идет!» - говорит отец жениху, который пришел свататься.

В обычае русских людей - посещать по воскресеньям церковь. Например, в сказке «Перышко Финиста Ясна Сокола» отец с дочерями собирается к заутрене - утреннему богослужению в церкви.

Вера в Бога помогает героям сказок преодолевать трудности, смотреть в будущее с верой и надеждой. В сказке «Вещий сон» названный брат советует опечаленному Ивану-Царевичу: «Молись-ка Богу да ложись спать; утро вечера мудренее, завтра дело рассудим».

Русские почитают родителей, уважают их память. В сказке «Сивка-Бурка» только младший брат Иван-дурак выполнил наказ отца ходить к нему на могилу, и за это был награжден счастьем и богатством.

Все знают, что русский народ очень гостеприимный, славится хлебосольством. Стрелец - главный герой сказки «Жар-птица и Василиса-Царевна» - говорит: «Здравствуй, Василиса-царевна! Милости просим хлеба-соли откушать».

Гостеприимство надо уважать и откликаться на него. В сказке «Гуси-лебеди» девочка, только отведав пирожка из печки, съев киселя из молочной реки и золотое яблоко дикой яблони, получила от них помощь в спасении брата.

В русских сказках встречаются традиции, связанные со свадебными обрядами. Например, испытание жениха загадками перед сватовством в сказке «Вещий сон»:

«- А скажи, царевич, по правде, зачем к нам пожаловал?

- Да хочу, Елена Прекрасная, за тебя посвататься; пойдешь ли за меня замуж?

- Пожалуй, я согласна; только выполни наперед три задачи. Если выполнишь - буду твоя, нет - готовь свою голову под острый топор».

Испытание невесткам: испечь пирог, соткать ковер, самим приехать во дворец во всей красе. Это особенно хорошо описано в сказке «Царевна-лягушка».

Замечательно описываются русские традиции и обычаи в сказках русских писателей и поэтов. Например, царевна из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», войдя в терем богатыря, сначала «засветила Богу свечку, затопила жарко печку, на полати взобралась и тихонько улеглась...». Царевна не испугалась незнакомого дома и богатырей, потому что в красном углу увидела святые иконы. А верующие люди не способны совершить зло.

Обычай одаривать хлебом странников, нищих также отображен в этой сказке. Царевна выносит хлеб нищей чернице, чем выказывает свою доброту и милосердие, которое является одним из самых драгоценных качеств русской души.

Но не только в русских сказках интересно рассказывается о народе и его обычаях.

С большой любовью рассказывают татарские и башкирские сказки о героях-богатырях, храбрых воинах и егетах - добрых молодцах. Они защищают родную землю от насильников-захватчиков, грабящих и разоряющих мирных людей. Они сильные, метко стреляют из лука. Конь - их верный помощник. Есть у башкир крылатый конь Тулпар, богатырский конь Акбузат. Конь батыра делит с героем горе и радость, дает мудрые советы, выручает из беды. В сказке «Урал-Батыр» Акбузат говорит Урал-Батыру человеческим голосом: «Возьми три волоска из моей гривы, буду нужен - подпалишь их, я к тебе тут же явлюсь».

Героям татарских и башкирских сказок помогают животные, птицы и растения, они разговаривают с человеком, спасают от преследователей. С ненавистью и презрением рассказывается в сказках о врагах трудового народа, готовых пойти на любой обман ради корысти. Они жестоки, жадны и глупы (например, Хан из башкирской сказки «Рогатый хан»). В сказках прославляется трудовое мастерство, знание, с уважением и любовью рассказывается о тех, кто в совершенстве владеет своим ремеслом - кузнецах, ткачах, сапожниках, портных.

В башкирской сказке «Сапожник» описан обычай - одаривать бедных деньгами: «Сапожник с братом устроили большой пир. Когда пир был в разгаре, явились трое нищих. Гости-купцы стали раздавать им деньги» (по-татарски «хаир»).

В башкирских сказках рассказывается о тяжелой жизни бедняков, сирот, падчериц. В них высмеивают богачей за их жадность и подлость («Жадный богач»), осуждают тех, кто бросает товарища в беде («Охотник Юлдыбай»), призывают к труду - нужно знать какое-нибудь ремесло и тогда не пропадешь («Аминбек»), учат ценить и уважать старых людей: старики знают жизнь и могут помочь своим богатым опытом («Мудрый старик и глупый царь»).

Башкиры так же, как и русские, гостеприимный и приветливый народ. Об этом говорится в сказках. «Айдук, айдук» (проходи, проходи), - читаем мы в сказке «Ерэнсе-сэсэн и хан». - Милости прошу, заходи в дом. Завел в дом, посадил на почетное место». В другой сказке: «Девушка вышла на стук, поздоровалась, помогла путнику с коня сойти, коня привязала, а гостя в землянку пригласила, поесть ему выставила». Здесь мы видим внимание не только к гостю, но и к коню гостя, так как конь у башкир не отделим от их жизни.

В сказке «Таз и дубинка Халмур» читаем, что перед угощением к каждому гостю подходят с кумганом, тазом и полотенцем, «чтобы люди помыли и вытерли руки» - таков был обычай. Каждому в рот хозяин вкладывал по большому кругу казы (казы - колбаса, приготовленная из цельной полосы конского сала и мяса), - у башкир это считалось выражением высокого уважения к гостям.

Обычаи башкирского народа и особенности его жизни раскрываются в названиях предметов, которые помогают героям. Это и волшебный сундук: откроешь - бесчисленные войска выходят. Гребенка: бросишь назад - дремучий лес вырастает. Зеркальце: бросишь - озеро безбрежное и бездонное образуется. Кошма (покрывало) - самолет. Медная уздечка: звякнешь - чудесный конь появляется. Это и чекмень: наденешь - стрелы не ранят.

В сказках отражается обычай башкир обращаться к близким людям не только по имени, но и по-родственному: агай, апай (старший брат, сестра), иняй (почтительное обращение к старухе, бабушке), хылыу - сестричка-красавица, (обращение к девушке). Встречаем мы в сказках и курай - музыкальный инструмент.

В сказках ценится юмор, находчивость, остроумие героев. Ехал царь со своим сыном Абдулом и говорит ему: «Скучно что-то стало. Сделай дорогу короче». Сын сошел с коня и стал копать дорогу. Над ним посмеялись и дали срок до утра. Вот чему научила его жена Магфура: «Завтра ты скажи отцу так: чтобы укоротить скучную дорогу, надо со своим спутником вести разговоры. Если спутник ученый человек, надо рассказать ему, какие есть города в государстве, какие были сражения и какие полководцы в них отличились. А если спутник простой человек, то надо ему рассказывать о разных ремеслах, об искусных мастерах. Тогда всякому дальняя дорога будет казаться короткой».

Много у башкир сказок о животных. Вот сказка «Добром за добро»: «Попросила змея вытащить ее из-под большого камня. «Я освобожу тебя, а ты меня ужалишь», - сказал дровосек. «Нет, не только тебя, но никого из рода людского не трону», - умоляет змея. А когда ее вытащил человек, она обвила ему шею и говорит: «На добро злом отвечают!». Но вот встретили они лису. Выслушав человека, лиса сказала змее: «Коль не знаешь, что на добро отвечают добром - лежи здесь, пока не сдохнешь и не высохнешь». Лиса помогла человеку, и хвост ее стал пышным.

Прочитав много сказок, русских, татарских, башкирских, я понял, что в них отражена жизнь народа, его национальные особенности, традиции. Но в то же время сказки разных народов очень похожи. Наверное, потому, что люди независимо от национальности стремятся к добру, милосердию, любви. Когда я писал свое эссе, я понял, что мой народ - это и русские, и татары, и башкиры. Мой народ - это все человечество.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2003

Выпуск: 

7